Холуйская миниатюра
Художественный промысел, разновидность русской народной живописной миниатюры, создаваемой темперными краскам и на покрытых лаком изделиях из папье-маше: ларцы, коробочки и пр. Народные художественные промыслы — неотъемлемое достояние и одна из форм творчества народов России. Сохранение, возрождение и развитие художественных промыслов является важной государственной задачей. Художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу, хранящим неповторимую особенность русского народа. Знаменитая иконопись Холуя и искусство лаковой миниатюры известно по всей России и далеко за её пределами.
Холуйский художественный промысел сформировался в 1932 г. на основе местного иконописного промысла в российском посёлке Холуй Ивановской области, который известен с XVI в. Сначала он был филиалом мастерской артели "Пролетарское искусство". В 1934 г. была создана Холуйская художественная артель, а с 1960 г. - Холуйская фабрика лаковой художественной миниатюры.
Село Холуй, родина знаменитой лаковой миниатюры и иконописи, — одно из древнейших поселений, расположенное в 360 км. от Москвы. Красота этих мест великолепна в любое время года. Природа здесь радует глаз не только художника, но и всех, кто увидит это прекрасное место.
С начала XVIII в. искусство иконописи и лаковой миниатюры в Холуе развивается довольно быстро. Холуйская иконопись и лаковая миниатюра поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Санкт-Петербургскую и в саму столицу. Холуй также получает заказы на знаменитую иконопись и лаковую миниатюру и из-за границы: Болгарии, Сербии, Македонии.
Холуй был не только центром художественного промысла, но и большим культурным центром, он привлекал к себе внимание учёных, исследователей культуры, писателей. В посёлке бывали академик Н.Т. Кондаков, публицист В.П. Безобразов, писатель П.И. Мельников-Пегорский. Упоминания о посёлке есть и у А.П. Чехова. Писал о Холуе и А.М. Горький.
Село Холуй — красивейший уголок центральной России с богатой историей и великолепной природой. Уже много веков он вдохновляет мастеров-живописцев на создание исключительной иконописи и неповторимой лаковой миниатюры. Недаром старейшины говорят, что каждый, кто приезжает в Холуй, влюбляется в его очарование навсегда.
Технология изготовления изделий из папье-маше была заимствована у мастеров лакового промысла федоскинской миниатюры. В селе Холуй издавна жили "богомазы" — мастера самых дешевых икон, постоянно нарушавшие официально установленные церковью каноны. За это их наказывали, отбирали товар, но промысел был неистребим.
После революции зачинателями миниатюрной живописи Холуя стали три мастера: С.А. Мокин, К.В. Костерин, В.Д. Пузанов-Молёв. Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем во Мстёре приближенный к зрителю пейзаж, более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом они ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на черном фоне, как палехские, но они более живописны.
Для холуйской миниатюры характерны: материальность и конкретность образов, декоративность живописи, колорит, основанный на контрасте холодных и тёмных красок, увеличение композиционных деталей. Сюжеты миниатюр создаются преимущественно на фольклорную, историческую, современную и литературную тематику.
Искусство Холуя достигло большого подъема в 1960-х — 1980-х годах. Там выросли прекрасные художники: Н.И. Бабурин, В.А. Белов, Б.В. Тихонравов, Б.И. Киселев, Н.Н. Денисов, В.А. Кротов, А.Н. Сотсков, В.Е. Ёлкин, П.А. Митяшин, В.Н. Седов и другие.
Морозко. Холуйская миниатюра.
|
Птички. Н.Н. Денисов.
|
Ипатьевский монастырь. Холуйская миниатюра.
|