БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Томский областной художественный музей

Томский областной художественный музей Научно-просветительское и исследовательское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений изобразительного искусства. Музей основан в 1979 г. и открыт в 1982 г. Основой музейного собрания стали художественные коллекции (всего более 2,5 тыс. экспонатов), сформированные в составе собрания Томского областного краеведческого музея. Они начинались с нескольких десятков работ, в основном сибирских живописцев, которые были собраны в 1920-е г. сотрудниками Общества охраны памятников искусства и старины. У истоков создания коллекций стояли художники М.М. Берингов и А.Н. Тихомиров.

Рубеж 1920-х — 1930-х г. был отмечен поступлением целого ряда произведений, которые до сих пор занимают ключевое место в собрании. В результате передачи из Московского государственного музейного фонда, из Государственного музея изящных (ныне изобразительных) искусств - 22 и 14 экспонатов соответственно — была заложена основа коллекции западноевропейской живописи. В нее вошли работы художников ведущих европейских школ XVI—XIX в., среди которых были произведения известных живописцев (И. ван Остаде, Д. Тенирс Младший, Д. Джиганте), а также менее признанных авторов, творчество которых не представлено в отечественных музейных собраниях (И. Брис, П.Т. ван Вейнгардт, В. Вервлут, Б. Галофре-и-Хименес, М. Гейссер, И. Матейсен и другие).

Особой ценностью отличались полотна русских художников, переданные через Московский государственный музейный фонд. В их число были включены произведения известных мастеровО.А. Кипренского, В.А. Тропинина, В.Д. Поленова, Л.Л. Каменева., В.А. Серова и других, которые до сих пор являются ядром коллекции. Вторая половина XIX века представлена работами И.К. Айвазовского, Н.Н. Дубровской, А.В. Маковского, И.Е. Крачковского и других художников. Одновременно поступило несколько картин художников-авангардистов (М.В. Ле Дантю, А.Д. Минчин, А.А. Моргунов, А.М. Родченко), свидетельствующих о кардинальных изменениях в искусстве рубежа XIX—XX в.

Разговор (З. Аршакуни, 1976 г.)Наряду с живописными произведениями из столичных музейных хранилищ поступили графические. Самостоятельное значение имела коллекция западноевропейской гравюры, состоящая в основном из листов французских и итальянских мастеров XVII—XVIII в. В числе работ русских художников были отдельные произведения уникальной графики таких известных мастеров как А.В. Лентулов, Ф.А. Малявин и другие, которые дополнили творения В.И. Сурикова, П.П. Кончаловского, хранившихся в коллекции с начала 1920-х годов.

В следующие годы коллекции пополнялись менее интенсивно. Среди немногочисленных поступления произведений живописи следует выделить полотна западноевропейских мастеров К. фон Кюгельхена, А. Долла, русских — Н.А. Клодта, П.А. Сведомского П.Ф. Плешанова. Постепенно шло формирование раздела иконописи, создавалась коллекции декоративно-прикладного и народного искусства. Наиболее успешно комплектовалась советская графика. К уникальным работам А.А. Экстер, Д.Д. Бурлюка, М.И. Курзина, появившимся в 1920-е — 1930-е г., прибавились десятки произведений. Главное место заняла печатная графика, которая насчитывала более тысячи листов и включала в себя в основном эстампы 1950-х — 1970-х. годов.

Новый этап в истории музея начался после преобразования художественного отдела в самостоятельное учреждение — художественный музей. Полученное здание с обширными залами открыло новые возможности для репрезентативного показа основных коллекций. Была создана концепция постоянной экспозиции, которая постоянно совершенствуется. В настоящее время в нее входят лучшие памятники западноевропейской живописи второй половины XVI — начала XX в., русской живописи (с разделом иконописи) и графики XVII — начала XX в., отдельные образцы скульптуры и мелкой литой пластики конца XVIII — начала XX в. На данный момент коллекция музея насчитывает около 7-ми тысяч единиц хранения.

Яблоневый сад (Б.М. Кустодиев, 1918 г.)Численность коллекции декоративно-прикладного искусства достигла 1200 экспонатов. Главное место заняли работы отечественных мастеров второй половины ХХ века, выполненные из стекла и керамики, в том числе изделия двух бывших крупных томских предприятий — Лучановского стекольного завода и Богашовского завода художественной керамики.

С первых дней создания в музее работает реставрационная мастерская, которая занимается восстановлением произведений живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства. Ведется изучение и систематизация коллекций, что нашло отражение в публикациях каталогов и других научных и научно-популярных изданиях. Регулярно проводятся конференции, семинары, посвященные итогам научно-исследовательской работы и другим видам деятельности. В настоящее время ежегодно проводится до 20 выставок, в числе которых фондовые, тематические, персональные и групповые (в основном современных томских художников), передвижные, детского творчества и т.д.


Вид города (Н.Е. Маковский, 1884 г.)
Вид города.
Н.Е. Маковский.
1884 г.

Голова итальянки (1880-е г.)
Голова итальянки.
П. Сведомский.
1880-е г.

Портрет неизвестной женщины (1795 г.)
Портрет неизвестной
женщины.
А.П. Антропов. 1795 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.