Прометей
(по-гречески Promуtheus — предусмотрительный, осторожный)
В древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. Сын Япета и Климены, брат Атланта, Менэтия и Эпиметея. Титан. Гесиод рассказывает в Теогонии следующее: «Когда после победы над титанами олимпийцы с Зевсом во главе в Меконе спорили с людьми о том, что люди должны приносить богам в жертву. Прометей, как представитель людей, решив обмануть Зевса и потягаться с ним в мудрости, рассек быка и скрыл мясо и внутренности в кожу животного, а сверху потом положил желудок, самую дурную часть, между тем как кости он сложил в другую кучу и прикрыл их жиром. Затем он предложил Зевсу выбирать, и он, хотя и заметил хитрость противника, выбрал худшую часть, именно кости. В гневе на этот обман Зевс забрал у людей огонь; но Прометей тайно похитил его с Олимпа в тростниковой палке и снова принес людям. Зевс, воспылав еще сильнейшим гневом, тотчас придумал бедствие для людей; он велел Гефесту образовать из земли прекрасную девицу, которую Паллада Афина прелестно украсила, и привести ее к людям, на большое им горе и на беду. А Прометея, за его нечестие, Зевс сковал и пробил ему грудь колом и приказал большому орлу ежедневно клевать его печень, которая каждую ночь снова вырастала.
Наконец Геракл убил орла и освободил Прометея по воле Зевса, который хотел, чтобы сын его еще более прославился этим подвигом. В «Трудах и днях» Гесиод рассказывает тот же миф, только с некоторыми изменениями. Гефест образовал из земли и воды женщину и дал ей человеческий голос, силу и прекрасную девическую наружность, Афина вложила в нее способность к женским рукоделиям, Афродита сообщила прелесть и грацию, Гермес — смелость и искусство дурачить; и т.к. все боги одарили ее, она получила название Пандора.
Потом Гермес привел ее к Епимефею, который, несмотря на предостережение своего брата Прометея, позволил одурачить себя и принял ее. Тут-то настал конец счастливой жизни людей; Пандора приподняла крышку ларчика бедствий, и оттуда вылетели все беды и распространились между людьми; только одна обманчивая надежда осталась в ларчике, когда Пандора быстро опять захлопнула крышку. В этом мифе Прометей есть представитель мыслящего человеческого духа; последний с употреблением огня приносит культуру и все бедствия жизни, удалившейся от невинного и мирного естественного состояния; через женщину пришло в мир великое несчастье, смерть, потому что через продолжение рода бессмертная жизнь индивидуума делается невозможной.
Прометей, который, забывая ограниченность человеческой природы, захотел состязаться с богами и своевольно отнял принадлежащую им честь, должен был, скованный Зевсом, страдать и терпеть до тех пор, пока Геракл, человек, достигший бессмертия борьбой и терпеливым подчинением воле верховного бога, не убил терзавшего его орла и спас его от страданий.
Эсхил изложил сказание о Прометее в трех следующих одна за другой трагедиях, в «Приносящем огонь», «Скованном Прометее» и «Освобожденном Прометее», из которых до нас сохранилась только средняя трагедия; идеи, выступающие у Гесиода в неясных и запутанных чертах, он развил далее и изобразил в величественных очертаниях.
Когда Зевс после победы над Титанами, в которой Прометей, по совету своей матери Климены стоял на его стороне, захотел ввести новый порядок а также истребить бывший дотоле человеческий род, т.к. он был груб и звероподобен, для того чтобы сотворить лучший род человечества. Тогда Прометей, как друг людей, воспротивился ему: он принес похищенный им у Гефеста огонь и посредством различных искусств, которым он их стал учить (зодчество, астрономия, письмо, счет, мореходство, прорицание, врачебная наука и т.д.), привел их к высшему образованию.
Зевс оставил человеческий род, Прометея же за его противодействие наказал тем, что приказал Гефесту и его слугам, Кратосу и Бии, приковать его к скале в дикой Скифии. Здесь Прометей открывает Океану и Океанидам, навещавшим его и советовавшим ему подчиниться верховной власти Зевса, что он один только может через сообщение одной тайны спасти Зевса от опасности, которая угрожает его владычеству; именно он знал, что Зевс в связи с известной богиней (Фестидой) произведет на свет сына, который свергнет его с престола. Чтобы выведать эту тайну. Зевс посылает к Прометею Гермеса; но т.к. он не хочет открыть ее до тех пор, пока Зевс не освободит его от оков и не даст ему удовлетворение за причиненную обиду, то, пораженный молнией Зевса, он низвергается вместе со скалой в пропасть.
Прикованный Прометей. П.П. Рубенс.
|
Памятник Прометею. Город Припять.
|
Вулкан, сковывающий Прометея. Д. ван Бабюрен.
|