БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    1-2

    Основные направления авангардизма

    Мираж в степи (П. Кузнецов)К общим чертам авангардных направлений относится их заострённо экспериментальный характер, разрушительный пафос, направленный против традиционного искусства (и особенно его последнего новоевропейского этапа) и традиционных культурных ценностей (прекрасного, святости, истины, блага), резкий протест против того, что авангардистами считается обывательским и консервативным. Характерен демонстративный отказ от реалистически-натуралистического изображения видимой действительности.

    Авангардисты стремятся к созданию принципиально нового во всём, отсюда походит декларативно-манифестарный и скандально-эпатажный характер презентации авторами самих себя и своих произведений, стремление к стиранию границ между традиционными видами искусства, к их взаимопроникновению друг в друга.

    К основным направлениям авангарда относятся:

    - фовизм;

    - кубизм;

    - абстрактное искусство;

    - супрематизм;

    - футуризм;

    - дадаизм;

    - экспрессионизм;

    - конструктивизм;

    - метафизическая живопись;

    - сюрреализм;

    - наивное искусство;

    - додекафония и алеаторика в музыке;

    - конкретная поэзия и конкретная музыка;

    - кинетическое искусство;

    Также к авангардизму можно отнести столь крупные фигуры, не умещающиеся в рамках какого-либо из конкретных направлений, как Пикассо, Матисс, Шагал, Клее, Филонов, Джойс, Пруст, Кафка, Ле Корбюзье, Модильяни и др.

    Абстрактное искусство (абстракционизм)

    Красное дерево (П. Мондриан)Основные представители В. Кандинский и П. Мондриан. Абстракционизм отказывается от изображения форм визуально воспринимаемой действительности. Это направление ориентировано исключительно на ассоциативные свойства цвета и бесчисленных абстрактных цвето-форм. Первые работы появляются у Кандинского в 1910 году. Суть направления сводится к тому, что отказ от изображения видимых внешних форм предметов даёт художнику возможность сосредоточиться на решении исключительно живописных задач и на гармонии цвета и формы, через которую и происходит диалог со зрителем. Живопись уподобляется музыке.

    Абстракционизм развивается по двум направлениям: гармонизации аморфных цветовых сочетаний и создания геометрических абстракций. В первом из них (ранний Кандинский, Ф. Купка) цвет освобождается от форм видимой реальности, приобретает самостоятельную художественную ценность, при помощи которой выражался драматизм человеческих переживаний. Второе направление развивалось через сочетание всевозможных геометрических форм, ломаных и прямых линий, цветных плоскостей. Главные представители: Малевич периода геометрического супрематизма, участники голландской группы «Де Стейл» с 1917 г, во главе с Т. Ван Дусбургом и Мондрианом, поздний Кандинский. В Голландии была выдвинута теория неопластицизма, в которой природному произволу противопоставлялась ясность и конструктивность чистых геометрических форм. Это направление дало мощный импульс прикладному искусству, архитектуре и дизайну XX века.

    Многие произведения абстракционизма, в том числе и картины Малевича, стали объектами медитации и посредниками в духовных практиках.

    Супрематизм

    Супрематизм (в перев. с лат. «наивысший») – одно из направлений абстрактной живописи. Создано К. Малевичем в 1910 г. Цель направления – выражение реальности в простых формах (квадрат, круг, треугольник, прямая), которые лежат в основе остальных форм физического мира. В картинах данного направления нет понятий верх, низ, право, лево – все направления равноправны, словно в пространстве космоса. Возникает замкнутый в себе самостоятельный мир, соотнесённый вместе с тем с мировой гармонией. Изобразительным манифестом направления стал знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича (1915). Приверженцы супрематизма стремились распространить его не только на живопись, но и на архитектуру, прикладное искусство, книжную графику. Супрематизм оказал заметное влияние на мировую культуру.

    1-2


    Солдат первой дивизии.

    Портрет Казимира Малевича Цветочница.

    Формулы Супрематизма (1923 г.)

    Главная > О творчестве > Авангард в русском искусстве > Основные направления авангардизма
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.