БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    Искусство дикаря и его принципы

    1 - 2 - 3 - 4


              Еще композиция покоится на чисто эстетическом основании красивости распределения.
              Так что распределение мебели по комнате еще не есть процесс творческий.


              Повторяя или калькируя формы натуры, мы воспитали наше сознание в ложном понимании искусства.
              Примитивы понимались за творчество.
              Классики — тоже творчество.
              20-ть раз поставить один и тот же стакан — тоже творчество.
              Искусство как умение передать видимое на холсте считалось за творчество.
              Неужели поставить на стол самовар тоже творчество?
              Я думаю совсем иначе.
              Передача реальных вещей на холсте — есть искусство умелого воспроизведения, и только.
              И между искусством творить и искусством повторить — большая разница.


              Творить значит жить, вечно создавать новое и новое.
              И сколько бы мы ни распределяли мебель по комнатам, мы не увеличим и не создадим их новой формы.
              И сколько бы ни писал художник лунных пейзажей или пасущихся коров и закатиков: будут все те же коровки и те же закатики. Только в гораздо худшем виде.
              А ведь от количества написанных коров определяется гениальность художника.


              Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой.
              А искусство — это умение создать конструкцию, вытекающую не из взаимоотношений форм и цвета и не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения, — а на основании веса, скорости и направления движения.
              Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование.


              Природа есть живая картина, и можно ею любоваться. Мы живое сердце природы. Мы самая ценная конструкция этой гигантской живой картины.
              Мы ее живой мозг, который увеличивает ее жизнь.
              Повторить ее есть воровство, и повторяющий ее есть ворующий; ничтожество, которое не может дать, а любит взять и выдать за свое (Фальсификаты).


              На художнике лежит обет быть свободным творцом, но не свободным грабителем. Художнику дан дар для того, чтобы дать в жизнь свою долю творчества и увеличить бег гибкой жизни.
              Только в абсолютном творчестве он обретет право свое.


              А это возможно тогда, когда мы лишим все наши мысли мещанской мысли — сюжета — и приучим сознание видеть в природе все не как реальные вещи и формы, а как материал, из массы которого надо делать формы, ничего не имеющие общего с натурой.


              Тогда исчезнет привычка видеть в картинах Мадонн и Венер с заигрывающим, ожиревшим амуром.


              Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура — это живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом.
              И если бы мастера Возрождения отыскали живописную плоскость, то она была бы гораздо выше, ценнее любой Мадонны и Джоконды.
              А всякий высеченный пяти-, шестиугольник был бы большим произведением скульптуры, нежели Милосская или Давид.


              Принцип дикаря есть задача создать искусство в сторону повторения реальных форм натуры.
              Собираясь передать жизнь формы — передавали в картине мертвое.
              Живое превратилось в неподвижное, мертвое состояние.
              Все бралось живое, трепещущее и прикреплялось к холсту, как прикрепляются насекомые в коллекции.


              Но то было время вавилонского столпотворения в понятиях искусства.
              Нужно было творить — повторяли, нужно было лишить формы смысла и содержания — обогатили их этим грузом.
              Груз надо свалить, а его привязали на шею творческой воли.
              Искусство живописи, слова, скульптуры было каким-то верблюдом, навьюченным разным хламом ода лиск, Саломеями, принцами и принцессами.
              Живопись была галстуком на крахмальной рубашке джентльмена и розовым корсетом, стягивающим живот.
              Живопись была эстетической стороной вещи.
              Но она не была никогда самособойна, самоцельна.


              Художники были чиновниками, ведущими опись имущества натуры, любителями коллекций зоологии, ботаники, археологии.
              Ближе к нам молодежь занялась порнографией и превратила живопись в похотливый хлам.


              Не было попытки чисто живописных задач как таковых, без всяких атрибутов реальной жизни.
              Не было реализма самоцельной живописной формы и не было творчества.


              Реалисты-академисты есть последние потомки дикаря.
              Это те, которые ходят в поношенных халатах старого времени.
              И опять, как и прежде, некоторые сбросили этот засаленный халат. И дали пощечину старьевщику — академии, объявив футуризм.
              Стали мощным движением бить в сознание, как в каменную стену гвозди.
              Чтобы выдернуть вас из катакомб к современной скорости.
              Уверяю, что те, кто не пошел по пути футуризма как выявителя современной жизни, тот обречен вечно ползать по старым гробницам и питаться объедками старого времени.


              Футуризм открыл «новое» в современной жизни: красоту скорости.
              А через скорость мы двигаемся быстрее.
              И мы, еще вчера футуристы, через скорость пришли к новым формам, к новым отношениям к натуре и к вещам.
              Мы пришли к Супрематизму, бросив футуризм, как лазейку, через которую отставшие будут проходить.
              Футуризм брошен нами, и мы, наиболее из смелых, плюнули на алтарь его искусства.

    1 - 2 - 3 - 4


    Картина Казимира Малевича 2-е действие, 5-я картина. Квадрат.

    Казимир Северинович Малевич. "Эскиз фресковой живописи".

    Крестьянин в поле.

    Главная > Книги > Черный квадрат (Книга) > Глава I > Глава I. Часть I > Искусство дикаря и его принципы > Что есть творчество
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.