БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Приложение. Письма К.С. Малевича к М.О. Гершензону (1918-1924). Письмо 9

Из Витебска в Москву
1 января 1921 года

Многоуважаемый Михаил Осипович.

Что же Вы мне ни слова, я вот уже третье письмо шлю1. Какая-то странность у меня происходит, в мою литературу вкрапливается астрономия; говорил себе, не смотри на Луну — несчастье будет; телескопом моим было окно, Луна давно прошла, исчезла, больше не смотрю, но я все-таки стал заниматься астрономией, конечно, как и обо всем, не имея <о ней> никакого понятия. Я представил себе всё астрономическое пространство со всеми звездами, солнцами, планетами, — тут, на земле, всё это бесконечное я вижу в горящей лампе, или свечке, или печке, которую топлю каждый день; так, в огоньке свечки я представил всё бытие всего горящего, светящегося и отражающегося звездного пространства; все неисчислимые солнца или звезды в бесконечном представляют собою одну светящуюся точку перед троном могущественного "небытия". Последнее дало мне новую мысль выяснения "бытия" и "небытия", написал уже 10 страниц, но только стал немного тревожиться, не будет ли нахальства с моей стороны писать, не спросив мудрейших — так ли. Движение людей, ворон, которые здесь летают неимоверно большими стаями, превращающ<ими> большое пространство в облако, — стал рассматривать в них всевозможные туманности Млечного Пути; в движении людей я вижу кометы, которые иногда возвращаются, а некоторые никогда уже не возвратятся. Случайно достал кусочек стали, как нарочно круглый, в котором видны разные царапины, кристаллики, какие-то узлы, волокна, и если бы его рассмотреть в телескоп или микроскоп, даже не знаю, что чем рассматривается, то можно столько же сказать, как о любой планете.

Скоро вышлю Вам книжечку "Супрематизм". Между прочим, что-то написали в Германии о нем, обещали выслать перевод2. С Супрематиз<мом> тоже астрономия получается.

Всё время работаю и думаю, что бумаги изведу порядочно, всё несчастье <в том, что> никак не могу соединить темы, в каждой теме всё одно и то же, а склеить не могу. Написал о "МЫ" целых 22 стран<ицы>3, потом 20 стр<аниц> о творчестве и сейчас пишу о "Производстве"4, да еще мерещатся какие-то "Белые проблемы"5, исходят из белого Супрем<атического> квадрата.

Увлекаюсь писанием, но иногда берет раздумье верх, стоит ли писать, не осмеют ли совсем, хотя я привык уже к этому, но хотелось бы на самом деле узнать. Печатать мне негде, хотя небольшие статьи буду давать в журнал профсоюза6. Одну статью дал в москов<ский> журнал учащихся, но его начальство за это сожгло7.

Получил письмо из Одессы, Наталья Михайл<овна Давыдова> работает в Изо. Много пришлось ей, бедняге, вытерпеть, говорил, не надо ехать8.

Теперь прощайте, привет Марии Борисовне. Сегодня Новый год, желаю здоровья, масла, сахару, крупы.

Жду Ваших писем


1/я<нваря> 21 года.

Ваш К. Малевич



1 Предыдущее письмо — первое, написанное после возвращения в Витебск из Москвы; следует предположить, что второе по счету Малевича письмо Гершензону, написанное, очевидно, в декабре 1920 года, не сохранилось.
2 В конце 1920 года Малевич получил письмо Лисицкого из Москвы, где, в частности, сообщалось: "У меня сейчас вышедшая в Берлине книжка Уманского о новом искусстве в России, там есть о Вас и супрематизме, я в следующий раз пришлю перевод" (Эль Лисицкий. Письмо К.С.Малевичу и членам Уновиса из Москвы в Витебск от 21 декабря 1920 года. Письмо хранится в Фонде Харджиева — Чаги, Амстердам). Серия статей Константина Уманского под общим названием "Новые направления искусства в России" печаталась в немецком журнале "Арарат" в Мюнхене с начала 1920 года. Часть из них в переработанном виде вошла в книгу того же автора под названием "Новое искусство в России в 1914*1918", выпущенную на немецком языке осенью 1920 года совместно издательствами Hans Goltz, Munchen и Gustav Kiepenheuer, Potsdam.
3 Малевич неоднократно упоминал об этой работе, называя ее "МЫ как утилитарное совершенство"; трактата с таким названием по настоящее время не обнаружено.
4 Речь идет о большом сочинении, озаглавленном "Производство как безумие", датированном 1920 годом; судя по данному письму, Малевич завершил работу над ним в 1921 году. Рукопись не издана; хранится в фонде Малевича в Стеделийк Музеуме, Амстердам, инв. № 5.
5 В 1921 году в Витебске Малевич написал трактат "Мысль", один из вариантов текста, легший в основание второй главы второй части сочинения "Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой" (см. наст, изд.) и, соответственно, брошюры "Бог не скинут". На первой странице рукописи было помещено название "Мысль", два других — "Бог не скинут" и "Белая мысль" — были зачеркнуты автором. Вверху на той же странице проставлена дата: 1921 Январь 31. Рукопись хранится в фонде Малевича в Стеделийк Музеуме, Амстердам, инв. № 3.
6 Малевич имеет в виду витебский орган "Искусство. Журнал п<од>/отдела искусств и Сорабиса", издаваемый в первой половине 1921 года. В первом номере "Искусства" (Витебск, март 1921) была помещена статья Малевича "Уновис".
7 Малевич сообщает здесь сведения, полученные от Лисицкого: "Теперь Уновис. История с журналом исполкома кратка, <журнал> был уличен на собрании ответст<венных> работников ИЗО в Уновисимости и предан огню (со-жжен в буквальном смысле), конечно, формально совсем под другим соусом. Оказывается, что Штеренберг, прочитав, пришел в ужас, Вашу статью принял на свой счет. Ах, вот как, картине в искусстве не быть! А Малевич еще хочет всюду насадить Уновисов, вот зачем телеграмма о выпуске инструкторов, нет, не подпишу телеграммы и т.д. Но страсти, кажется, уже улеглись, и я надеюсь, все хорошо будет. Сенькин был в Питере во время всей этой истории, а без него здесь, как видно, беспомощны. Исполком избран новый, Сенькин опять входит, и кажется, ребята свои" (Эль Лисицкий. Письмо К.С.Малевичу и членам Уновиса из Москвы в Витебск от 21 декабря 1920 года. Письмо хранится в Фонде Харджиева—Чаги, Амстердам).
Речь идет о журнале, изданном учениками Малевича в Государственных Свободных художественных мастерских (ГСХМ, с 1920-го Вхутемас). Организатором и издателем журнала был Сергей Яковлевич Сенькин (1894-1963) — живописец, график, дизайнер, ученик Малевича в ГСХМ. После службы в армии (1920) Сенькин продолжил обучение во Вхутемасе, где вместе с Г.Г.Клуцисом организовал мастерскую "нового практического реализма"; Сенькин и Клуцис были учредителями московского филиала Уновиса, входили в его исполком; участвовали в выставках Уновиса. В журнале, изданном подмастерьями в мастерской Малевича в ГСХМ, была помещена статья Малевича. В архиве Н.И. Харджиева хранилось объяснительное письмо Сенькина Малевичу, синхронное событиям, где он писал, что нападкам журнал подвергся из-за его, Сенькина, собственной статьи, где были критические замечания в адрес руководства Отдела Изо Наркомпроса; на редакцию журнала и в особенности на самого Сенькина было оказано давление, в результате чего весь тираж издания был сожжен (в свете дальнейшей советской действительности сожжение ученического журнала в 1921 году было одним из самых ранних репрессивных актов, направленных на подавление суждений инакомыслящих. Характерно, что этот эпизод в дальнейшем замалчивался самими участниками, поскольку было небезопасно упоминать о причастности к изданию, подвергшемуся запрету со стороны официальных властей).
8 Давыдова Наталья Михайловна (1875-1933) — художница, организатор артели художественного труда "Вербовка"; сторонница Малевича, член группы "Супремус"; племянница (дочь родной сестры) Н.А.Бердяева; жена предводителя Дворянского собрания Киевской губернии. В 1919 году Давыдова переехала в Одессу; вместе с сыном Кириллом была арестована ЧК в 1920 году; сын погиб в тюрьме, Давыдова была выпущена на свободу; эмигрировала из России в 1921-м. Впоследствии художница написала книгу "Полгода в заключении" (Берлин, 1923); покончила жизнь самоубийством в Париже. За предоставление подробных сведений о Н.М.Давыдовой приношу сердечную благодарность Г.Ф.Коваленко. См. также: Коваленко Г. Наталья Давыдова — друг и муза Кароля Шимановского//Кароль Шимановский в кругу русских друзей. Варшава (на польском языке, в печати); Коваленко Г Наталия Давыдова, судьба и творчество//Вопросы искусствознания. М. (в печати).

Предыдущее письмо

Следующее письмо


Живопись Казимира Малевича Жница.

Картина Казимира Малевича Мозольный оператор в бане.

Картина Малевича Дровосек.

Главная > Книги > Супрематизм (Книга) > Приложение. > 1 января 1921 года
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.