БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    Вступление

    1 - 2 - 3 - 4

    Архитектон Зета (до 1927 г. Не сохранился)Формально-теоретический отдел Гинхука, возглавляемый самим директором, разрабатывал зреющее со времен Витебска "биологическое" обоснование теории рождения новых течений в искусстве. Их появление происходило, по Малевичу, из-за внедрения в организм прежнего направления/течения некоего пластического элемента, который и перестраивал старый художественный организм в новый. В малевичевской теории господствовал биологически-медицинский дискурс: метаморфоза в искусстве была результатом действия, сходного с действием бактерий, проникающих и укрепляющихся в чужеродном теле. Однако термин "бактериология искусства" при широком хождении во времена Гинхука все же был заменен самим автором на термин другого дискурса, политэкономического; "бактерия" превратилась в "прибавочный элемент"1. Наблюдения и выводы руководителя Формально-теоретического отдела отлились в форму трактата с академическим названием "Введение в теорию прибавочного элемента в живописи" — и импульсивной маркировкой гранок дробью 1/45.

    Оценка актуального художественного процесса как процесса эклектического, смешивавшего формы разных — давно ушедших — эпох и посему лишавшего современность собственного стиля, собственного искусства, была определяющей для трактата 1/46; эклектика с угрожающей силой распространялась, по Малевичу, прежде всего в архитектуре.

    Ганс фон Ризен, публикуя трактат 1/46, озаглавил его "Супрематизм"; он подчеркнул концентрацию автора на архитектурных проблемах и первым высказал предположение, что этот текст Малевич мыслил помещенным на место параграфа 46 в первой части "Вечного покоя"2.

    В сочинении с зашифровкой 1/47 новое искусство рассматривается родоначальником супрематизма с позиций необходимости радикально новой архитектуры; большое место здесь отведено полемике с представителями конструктивизма и функционализма.

    В следующем же трактате, 1/48, словно на наших глазах осуществляются последние шаги, ведущие к рождению собственной архитектуры Малевича.

    Рассмотрению "гражданского" и "эстетического" начала в зодчестве отданы многие страницы в разных сочинениях Малевича, но прицельно эти проблемы анализируются в произведении "1/48. Идеология архитектуры». Данную работу Малевич считал программной и стремился ее широко обнародовать, но "Жизнь искусства" ("наша балетная газета", по его саркастическому замечанию) уже в 1924 году не дерзала публиковать столь "нематериалистические" теории.

    Трактат был послан автором А.В.Луначарскому, тогда еще главе Наркомпроса, чтобы довести до сведения властей соображения, идущие вразрез с господствующими. Малевич безосновательно полагал, что Луначарский способен признать его правоту (вышеупомянутая замена "бактерии" на "прибавочный элемент" также выдавала желание беспредметника сделать более приемлемыми — хотя бы на уровне фразеологии — свои теории для советских идеологов и чиновников). Впоследствии Луначарский вскользь заметил: "Я пробовал читать велеречивые и смутные теоретические произведения вождя "супрематистов". Свои цели и свои пути Малевич старался там каким-то образом связать, запутываясь, и с революцией, и с богом"3.

    Созданию "Вечного покоя" аккомпанировали витебские письма к М.О.Гершензону — теоретические разработки трактатов с дробями сопровождались письмами к Эль Лисицкому4. Как представляется, письменное общение с Эль Лисицким, особенно плотное в 1924 году, сыграло катализирующую роль и в возникновении архитектонов, и в появлении окончательных (насколько это было возможно для Малевича) вариантов сочинений, маркированных дробями.

    Лисицкий планировал выпустить книгу Малевича и интенсивно работал над переводами различных текстов. Европа по-прежнему была очень авторитетной для России, и перспектива опубликоваться за границей давала супрематисту надежду через международное признание получить общественную трибуну на родине.

    Теоретическая работа, озаглавленная "Идеология Архитектуры (выдержки)", была отправлена Эль Лисицкому как "два письма"5в декабре 1924 года. Монтаж выдержек, извлеченных самим автором из трактата 1/48, предварялся кратким личным посланием и эпиграфом; приведем их ввиду большого интереса:

    "Дорогой Лазарь Маркович.

    Я послал Вам недавно одно письмо в Локарно, но сейчас посылаю другое и говорю Вам, что мною открывается борьба за новые формы и настоящее понимание идеологии архитектуры. Мною был читан доклад в обществе архитекторов в заполненном зале и людьми, и проектами памятника Пушкина, которые построены во времени 20-х годов 19 века6.

    На днях пошлю и журнал "Жизнь Искусства", где сняты Ван Гоф и моя супрематическая архитектура7. Если Вы вздумаете что-либо написать, то, конечно, желательно в духе если не супрематизма, то вообще по поводу нового, беспредметной идеологии или влияниях. То, что ниже буду излагать, не помещается в "Жизни Искусства" потому, что философия26.

    Ниже писанное Вам письмо буду просить Вас о помещении в Kunstblatt или где Вы найдете возможным, но желательно скорее"8.

    Над машинописным текстом "Идеологии архитектуры" — приписка пером: "Искусство никогда не может быть на фабрике и заводах, последние только вырабатывают то, что должно служить храму Искусства, храму духа, в чем материя пройд<ет> через грязь человека к новой чистоте беспредметности".

    Завершающий трактат цикла, "1/49. Мир как беспредметность. Труд и отдых", послужил донором для сочинения "Архитектура как степень наибольшего освобождения человека от веса"9. "Архитектура...", беловая рукопись из "Записной книжки III. 1924", представляет собой лекцию, приготовленную для студентов архитектурного вуза, — осенью 1924 года Малевич приступил к преподаванию в Ленинградском институте гражданских инженеров. Данное биографическое обстоятельство также в немаловажной степени способствовало его стремлению к "объективизации" своих теорий через их разъяснение.

    К архитектуре, основанной на супрематическом формообразовании, подбирались, казалось бы, еще в Витебске. Сам Малевич в 1920 году поручил "развитие архитектуры молодым архитекторам, сам же удалился в пространство мысли"10; дипломированный архитектор Лазарь Лисицкий давал соответствующие задания своим ученикам в архитектурной мастерской Витебского Народного художественного училища11; дипломированный архитектор Давид Якерсон в 1920 году создал первые протоархитектоны — стереометрические композиции, служившие пьедесталом его витебских памятников12; ученики школы делали "модели", проектировали "аэродвижущиеся вокзалы". Однако создать архитектоны было суждено лишь самому родоначальнику супрематизма. И не только создать, но и дать им предельно емкое имя.

    Тысяча девятьсот двадцать четвертый год был, как видим, весьма насыщенным в биографии Малевича; следует добавить, что его значимость заключалась еще и в том, что в течение года совершился переход от проектного уровня рисунков (1923) к реальным моделям13.

    Первоначально бумажные проекты новой архитектуры предназначались супрематистом для "землянитов" и были названы "планитами"; в "гранитных" неологизмах Малевича неизбежно слышится эхо хлебниковского словообразования. Вместе с тем проекты планитов имели также определения "сегодняшние сооружения" и "проекты супрархитектуры".


    1Как представляется, самому Малевичу в середине 1920-х годов стала ясна уязвимость медицинско-биологического дискурса в объяснениях художественных процессов; собственные сравнения пластических "бактерий" с палочкой Коха делали его теории легкой мишенью для борцов с "заразой буржуазного формализма".
    2Malewitsch К. Suprematismus — Die gegenstandslose Welt. Ubertragen von Hans von Riesen. Koln: Verlag M.DuMont Schauberg 1962, S. 27-29. Более подробно см.: Малевич т. 3, с. 60.
    3Луначарский A.B. Русские художники в Берлине // Огонек. М., 1927, 24 июля (цит. по: Луначарский A.B. Об искусстве. Т. 2. М.: Искусство, 1982. С. 216).
    4См.: Письма Казимира Малевич Эль Лисицкому и Николаю Лунину / Публ. А.Шатских, Л.Зыкова, А.Каминской. М.: Пинакотека, 2000. С. 2-21. См. также Приложение к наст, изд., с. 294-317.
    5Следует отметить, что в "эпистолярном" формате теоретических рассуждений крылась специфически советская подоплека: уже в 1924 году, чтобы послать за границу статью или книгу для публикации, надо было пройти цензуру; прохождение цензуры занимало много времени и никаких гарантий, что текст после многомесячного рассмотрения "особой комиссией" будет пропущен для публикации, не было. Наивная хитрость Малевича — пересылка статей как частных писем, которые затем предполагалось опубликовать ("если бы наладить мои письма в печать в журналах, то гонорар нужно собирать и класть там же в кассу на мое имя"; см. наст, изд., с. 311), — была замечена и пресечена советскими официальными органами. Малевич сообщил в письме: "Хотел продолжить посылать письма о<б> архитектуре, но оказалось, что если окажется, что Вы их напечатаете, то тоже буду за это отвечать, <их сначала> нужно предьявить в особую комиссию" (см. наст, изд., с. 314),
    6Имеется в виду "Выставка конкурсных проектов памятника А.С.Пушкину в селе Михайловском Псковской губернии"; она была открыта в декабре 1924 года в Ленинграде, в главном здании Академии наук.
    7Малевич К. Открытое письмо голландским художникам Ван-Гофу и Бекману // Жизнь искусства. 1924. № 50. 9 декабря. С. 13-14; см. также: Малевич, т. 1, с. 278-280; 368-370.
    8Об отказе редакции журнала "Жизнь искусства" поместить статью Малевича, называемую им "Идеология архитектуры", см. в комментариях и примеч. к трактату "1/48, Идеология архитектуры" в наст. изд.
    9Письмо К.С.Малевича к Эль Лисицкому из Ленинграда в Минусио близ Локарно, 22 декабря 1924 года. Впервые опубликовано в пер. на нем. яз.: Brief von K.S. Malewitsch an L.M.Ussitzky, 22. Dezember 1924//Kasimir Malewitsch. Werk und Wirkung. Koln: Museum Ludwig, 1995. S. 43. Письмо хранится в частном собрании, Санкт-Петербург. В наст. изд. данное письмо цитируется по фотокопии, любезно предоставленной Тр.Андерсеном. Малевич К. Архитектура как степень наибольшего освобождения человека от веса // Сарабьянов Д., Шатских А. Указ соч. С. 255-269. См. также наст, изд., с. 273-285.
    10Малевич К. Супрематизм. 34 рисунка. Витебск: Уновис, 1920. С. 3.
    11См.: Хан-Магомедов СО. Новый стиль, объемный супрематизм и проуны //Л.М.Лисицкий. 1890-1941: Каталог выставки. Москва; Эйндховен, 1990. С.35-42.
    12О протоархитектонах и трехмерном супрематизме скульптора Давида Якерсона, преподававшего в витебском училище, см.: Шатских А. Витебск: Жизнь искусства. 1917-1922. М.: Языки русской культуры, 2001. С.118-120.
    13Появление 1922 и 1923 годов как дат создания архитектонов — это привычные для Малевича передвижки дат на более ранние сроки. Вместе с тем идея архитектонов действительно вызревала с витебских времен; сложный вопрос о датировке возникновения того или иного художественного явления — что считать началом, первый импульс или зримое воплощение замысла — весьма существен в генезисе русского авангарда и нуждается в особом обсуждении, выходящем за рамки настоящей работы.

    1 - 2 - 3 - 4


    Главная > Книги > Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов > Вступление > "Прибавочный элемент"
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.