БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    Вступление

    1-2-3-4

    В переписке с Лисицким у Малевича возникает новая выразительная характеристика — "слепые сооружения, слепые беспредметные сооружения"1; ассоциации с древнеегипетской архитектурой обсуждаются собеседниками тут же. Нужно упомянуть, что к окнам и вообще отверстиям у Малевича было крайне негативное отношение: к примеру, в своих текстах он писал о желании Жизни проделать отверстия в Искусстве, чтобы поселиться там, или рассуждал о кубе, в котором стремятся прорубить окна-двери и превратить тем самым куб в утилитарное жилище (не будем останавливаться на фрейдистских коннотациях этих образов, поскольку их рассмотрение выходит за рамки настоящей статьи). В ареал значений "слепой", "слепота" Малевич включал также смысл "интуитивный", "подсознательный" — отвечая Лисицкому, который нашел термин "слепая архитектура" "тоже прекрасным", Малевич отметил: "Вы нашли его подсознательным, ибо я говорю с Вами из центра подсознательного, но не бодрствующего"2.

    Собственную "слепую архитектуру", рожденную "в глубинах интуитивного разума", Малевич полемически противопоставлял и конструктивизму, и функционализму; в трактатах с дробями такой полемике отведены энергичные пассажи.

    Цельность и оригинальность художественных явлений, которыми был столь богат XX век, получали, как известно, завершение в языке, т.е. в создании неологизма — означающее появлялось тогда, когда означаемое приобретало зрелые статусные формы.

    Лисицкий в письме к Малевичу заметил: "Вы всегда умели верное слово найти..."3; в имени открытия супрематиста обретали бессмертие. В результате поисков, примерки; обкатки архитектурных терминов у Малевича-теоретика в середине 1920-х годов окончательно выкристаллизовались следующие определения: архитектуру конструктивистов он предпочитал называть "конструктурой", а собственную архитектуру, основанную на органической компоновке объемов, "архитектоной"; здесь трудно удержаться от замечания о чуткости Малевича к импульсам, идущим от языка: его неологизмы "конструктура" и "архитектона" восходили к слову "архитектура" и поэтому носили ту же грамматическую форму, то есть были именами существительными женского рода.

    Зримым воплощением супрематической архитектоны стали разнообразные архитектоны, единичные модели; первоначально Малевич употреблял слово "архитектона" для характеристики объемной модели, но затем развел два понятия, делая архитектон частным производным от общей архитектоны. (Заметим в скобках, что волюнтаристское название модели супрематической архитектуры "архитектоной" вместо "архитектона", допускаемое некоторыми современными авторами, означает их то ли незнание, то ли нежелание считаться с теоретическими разработками самого художника.)

    Вникание в историю возникновения и создания трактатов с дробями со всей очевидностью прояснило, что архитектоны увенчали движение художественно-теоретической мысли супрематиста. Поначалу у Малевича родилась "платоническая идея", отшлифованная через слово в "пространстве черепа», а затем она приняла зримый вид совершенной модели совершенной архитектуры — без-цельного, без-функционального, без-конструктивного "слепого сооружения".

    В композиции "природоестественных тел", коими для супрематиста были его объемные модели, в пластической форме воплощался принцип органического вариативного роста-развития через дробление-умножение-повторение, который стихийно возник при создании его вербального мегатекста. На интуитивном уровне сам Малевич ощущал это родство, цифруя свои текстовые объемы как строительные блоки, которые должны были в идеале монтироваться на положенные им места в общем органическом сооружении".

    Концептуальные соображения о принципах конструирования теоретического наследия и их последующем художественном воплощении были высказаны автором настоящих строк в статье, опубликованной в 1993 году4. Архивные изыскания, работа над публикацией текста "Вечного покоя", а также ставшие доступными в последнее время новые материалы лишь подкрепили высказанный тогда вывод: принцип формирования, построения архитектонов был интуитивно освоен, отработан Малевичем при конструировании своей словесности. Архитектоны стали иконическим выражением, пластическим "выводом" теоретической мысли художника.

    ***

    В четвертом томе Собрания сочинений публикуются все известные на сегодняшний день трактаты с дробями, за исключением "1/45". Введение в теорию прибавочного элемента в живописи», увидевшего свет ранее, во втором томе.

    Во второй части тома помещены лекции, связанные по темам с данными трактатами.

    В Приложении публикуются "Из 1/42. Заметки", соотносимые Малевичем с трактатом 1/42. Сюда включена также "Переписка К.С.Малевича и Эль Лисицкого (1922-1925)".

    Публикатором для удобства чтения текст в некоторых случаях разбит на абзацы; исправлены грамматические ошибки, расставлены знаки препинания; упорядочено грамматическое согласование членов предложения. Сохранены словоупотребление, написание и авторская стилистика в построении фраз; в крайне немногочисленных случаях, когда авторское по строение фразы затемняет ее смысл, члены предложения переставлены местами. Публикатором было принято решение отказаться от унифицирования заглавных и строчных букв (сохраняется авторское написание "Искусство" и "искусство" и т.д.)

    Выделенные Малевичем слова и фразы в настоящем издании подчеркнуты прямой линией. Авторские скобки, в рукописных и машинописных оригиналах имеющие вид косых черточек и круглых скобок, воспроизводятся в настоящей публикации в виде круглых скобок. Общеизвестные сокращения не раскрываются, если они не раскрыты автором. Дополнения, толкования и расшифровки публикатора приведены в угловых скобках; зачеркнутые Малевичем слова, необходимые по смыслу, воспроизводятся в квадратных скобках; предположительное чтение неясных слов заключено в фигурные скобки; не поддающиеся прочтению обозначаются как <слв. нрзб.>

    Сноски и примечания Малевича отмечены звездочками и расположены постранично; примечания публикатора, помещенные в конце книги, пронумерованы арабскими цифрами.

    Публикатор приносит глубокую благодарность г-ну Троэльсу Андерсену, директору Музея Августа Йорна в Силькеборге, Дания; директору Стеделийк Музеума г-ну Руди Фуксу; куратору Стеделийк Музеума г-ну Герту Имансе, а также руководству Культурного фонда "Центр Харджиева—Чаги" при Стеделийк Музеуме в Амстердаме за предоставленную возможность работать в архивах и использовать архивные материалы.


    1См. наст, изд., с. 301.
    2Там же, с. 308.
    3Там же, с. 300.
    4Шатских A.C. Философский архитектон Малевича // De Visu. 1993. №11(12). С. 39-45.

    Следующая глава

    1-2-3-4


    Казимир Малевич. Красный квадрат. (Книга)

    Прачка (Малевич К.С.)

    Дома (Малевич К.С.)

    Главная > Книги > Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов > Вступление > Архитектоны стали иконическим выражением
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.