БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Приложение. Переписка К.С.Малевича и Эль Лисицкого (1922-1925). Письмо 8

Из Ленинграда в Минусио близ Локарно
17 января 1925 года

Дорогой Лазарь Маркович, Ваше письмо указывает, что Вы можете бросать деньги даже на письма такого содержания, уделили все письмо, собственно говоря, в честь моей тяжелой жизни, усугубленной болезнью жены. Вы пишете о помощи — разве Вы Энгельс, а я Маркс < ? > Я знаю, что мне нужно отдохнуть, жену вылечить, кроме того, у меня живет мать-старуха, тоже больная, кроме этого обстоятельства я еле-еле удержался в Институте, который мне удалось за все это время построить и кое-чего достигнуть в смысле науки о художествах. Закрытие его это значит на панель, и в этом состоянии находится дело и сейчас, что будет завтра, неизвестно, "это все непонятно массам", а когда говоришь — дайте мне массу, и она поймет меня, то это их не убеждает. Ликвидация наступает полная. Наши ребята пишут флаги по 60 к<опеек>, чтобы хотя кусок хлеба заработать. У меня хватает жалованья на несколько дней, ни лекарство купить нельзя, ни поесть.

Раяка1или Юдина помните? Ходим заодно в калошах, ибо ботинки все в дырках, но работу делаем во всю силу, все имеем надежду, "авось" получим кое-что в благодарность, а оказывается, чуть в шею не получили.

Из Вашего письма видно, а <также> из всех тех журналов, которые я получал от Вас и от Вlok'а2,что все же нашему брату можно жить, даже, видите, из Kunstblatt'a есть для меня гонорар. Ввиду того, что уже почти никого из художников нового и старого нет у нас, я да Татлин кое-как доживаем веку, то мне бы с Вашей стороны была бы единственная помощь в переселении меня; я все имел надежду, что соберу деньги, но заработать супрематизмом нельзя, у Вас, очевидно, можно. Я и полагал, что при Вашем содействии возможно кое-что издать, участвовать в журнал<ах>, получить гонорары и помаленьку собрать деньги на дорогу. Была Halle, ее направила ко мне, кажется, Каменева3. Она что-то говорила насчет взятия моих работ, но, конечно, не сумела взять, ведь Вы сумели меня живьем взять и вывезти в Витебск (а она не сумела взять мертвые картины); как-то у меня ничего не получается, но теперь переслать работы это немыслимо, это нужно ехать в Москву и потратить три-четыре месяца. Одну статью если послать, нужно пройти огни и воды. Есть на Венецианской выставке шесть-семь работ, напишу в комитет, чтобы направили их Вам, но там квадрат, черный круг и крестообразная <картина>, остальное рисунки архитектур<ного> характера, но не знаю, стоит ли, ведь нужно цветное и раздробленное. Задумал написать целый ряд писем к Вам из "Идеологии архитектуры"4(Супрематич<еского> Искусства), которые можно и опубликовать. Интересно, что Вы написали о<б> архитектуре и послали в Париж. Я получил Blok № 8-9, конечно, № хорош по идее, но странно небрежное отношение к авторам; во-первых, под моей работой написано Конструкция динамическая, когда нужно было бы написать Супрематич<еская > и т.д. Zwrotnica, очевидно, не существует. Ваша трибуна тоже есть, есть и перевод мой из "Новых систем". Был у меня проф. Berner5из Hessen'a. обещал найти издателя на "Теорию о прибавочном элементе в живописи" в Берлине. Можно было бы издать небольшую брошюру в 1 печ<атный> лист, "Утилитаризм и художество"6, это из Идеологии архитектуры. Halle здорово отобрала мои работы. Голову крестьянина7, которого она назвала "Новым Спасом", на этом назв<ании> можно построить целую книгу; потом крестьянку-жницу8и полотеров9; можно сказать, из этого периода лучшие работы. Если они попадут на Запад, то лучший Малевич будет вывезен, как лучшийСезанниз Запада.

Итак, до мая м<есяца> я должен собрать денег хотя бы на летний отдых. На С<офью> Мих<айловну> нельзя рассчитывать, не доживет, третий м<есяц> уже пошел, <как> лежит. Нужно сильно кормить и проч. Посылка еще не получена в Кубу <Комиссия по улучшению быта ученых>. Halle говорила мне, что она в Москве читала доклад и хотела сказать обо мне и влиянии Супрематизма на Западе, но старый идиот Эттингер10не посоветовал ей это делать. Я передал ей новый рисунок арх<итектурного> Супр<ематизма> для помещения. Вы пишете о гонораре, если бы наладить мои письма в печать в журналах, то гонорар нужно собирать и класть там же в кассу на мое имя. Я получил от "Kestner Gesellschaft"11Hanowera <так!> предложение об устройстве выставки, но они хотят ее забрать, а я думаю, что ее нужно солидно обставить, и чтобы я с ней поехал, написал им условия и жду ответа. Если это не фикция. Вышлите Kunstblatt, в котором Вы поместили <выдержки> из Книг<и> о беспредметности.

Жму креп<ко> В<ашу> руку

В<аш> K.M.

<Вертикальная приписка слева на полях:> Если Kestner12действительно серьезно бы захотел мою сделать выставку, то я бы ее приготовил в Миров<ом> Масштабе.

<Вертикальная приписка справа на полях: > Если Kunstblatt заплатил мне гонорар 25 рубл., хорошо бы было, если бы и в других журналах столько бы заработать, рубл. 200 к маю. Я бы уехал отдохнуть на лето. Blok, кот<орый> выходит в Варшаве, в целом ряде №№ напечатал перевод "Нов<ых> Сист<ем> в искус<стве>; не знаю, будет платить за это или не полагается.


1Раяк (Рояк) Ефим Моисеевич (1906-1987) — архитектор, художник; член Уновиса, сотрудник Гинхука.
2"Blok" ("Блок)" — журнал польских авангардистов, выходивший в Варшаве; статья Малевича, представлявшая собой фрагменты книги "О новых системах в искусстве" (Витебск, 1919), была опубликована под названием "Об искусстве" в 1924 году (№ 2-4, 8-9).
3Каменева Ольга Давыдовна (урожденная Розенфельд; 1883-1941) — советская партийная деятельница, сестра Л.Д.Троцкого, жена советского партийного и государственного деятеля Л.Б.Каменева.
4"Идеология архитектуры" — собирательное название, употребляемое Малевичем для ряда работ, посвященных проблемам новой архитектуры.
5Не удалось установить, о ком идет речь. В письме от 8 января 1925 года, отправленном в издательство Кестнер (см. примеч. 56), Малевич указал, что среди посетивших отчетную выставку Гинхука иностранцев был "D-r Werner, Glessen (Hessen) Lieberstr. 26"; очевидно, профессор Berner и D-r Werner — одно и то же лицо.
6"Утилитаризм и художество" — работы с таким названием на сегодняшний день не обнаружено; судя по текстам ниже публикуемых писем, это был неиспользованный вариант названия одного из писем-статей Малевича, посланных Эль Лисицкому.
7Малевич К. Голова крестьянина. 1912. Холст, масло. 80x80 см. Местонахождение неизвестно. Все три работы, о которых идет речь в письме, впоследствии экспонировались на Берлинской выставке 1927 года.
8Малевич К. Крестьянка-жница. Около 1912. Холст, масло. 130x130 см. Местонахождение неизвестно.
9Малевич К. Полотеры. 1911. Бумага, гуашь. 77,7x71 см. Стеделийк Музеум, Амстердам.
10Эттингер Павел Давыдович (1866-1948) — художественный критик, коллекционер. Следует сказать, что в 1910-х годах отношения компатриотов Малевича, поляка по национальности, и Эттингера, уроженца Варшавы, характеризовались дружелюбием и сотрудничеством. Эттингер приобрел у Малевича гуашь "Дети" (1908), переданную после его смерти в составе всей коллекции в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве; он также стремился помочь художнику в продаже работ (см.: Два письма К.С.Малевича П.Д.Эттингеру / Публ. А.С.Шатских // Малевич. Классический авангард 3. Витебск, 1999. С. 41, 42). В середине 1910-х годах возник проект экспериментальной постановки, в которой должны были принимать участие Малевич и Матюшин. Малевич писал последнему: "...может быть, это вовсе <будет> не театр, а что-то особое, особый род* (письмо Малевича к М.В.Матюшину от 15 апреля 1915 года из Москвы в Петроград — Рукописный отдел Института русской литературы, фонд 656 (М.В.Матюшина), опись 3, единица хранения 31, лист 18). Переговоры о финансировании велись с Эттингером, отсюда и шутливое название данного неосуществленного проекта — "Эттингер-театр", придуманное Малевичем.
11"Kestner Geseifschaft" — общество, созданное в 1916 году в Ганновере на средства ПА.Кестнера (ум. 1916); в начале 1920-х годов вокруг него объединились представители интернационального художественного авангарда.
12Именем Kestner Малевич обозначает руководство "Kestner Gesellschaft", т.е. д-ра А.Дорнера, директора Провинциал-Музеума в Ганновере, в то время занимавшего, по свидетельству Софии Кюпперс, также пост директора "Kestner Gesellschaft" (El Lissitky. Op.cit. S. 50). В дальнейшем Малевич под именем Kestner имеет в виду д-ра Дорнера.

Предыдущее письмо

Следующее письмо


Портрет Казимира Малевича Портрет ударника.

Картина Казимира Малевича Квадрат, круги и стрела.

Туалетная шкатулка.

Главная > Книги > Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов > Приложение > Переписка > 17 января 1925 года
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.