БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    1-2

    Сейчас делят искусство на две части: буржуазное и народное.

    Я считаю, что такие искусства являются только домашними, утилитарными, обслуживающими кухню нашей жизни.

    В сути искусства есть нечто высшее <, выше> простого, красивого оперения: литературы, морали, удачных анекдотов. Искусство истинное равно одинаково говорит для души, кто бы перед ним ни был.

    Искусство не слуга телу и его <потребностям>.

    ИСКУССТВО ЕСТЬ КОЛЕБАНИЕ ВЕЛИКОЙ ТАЙНЫ БОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЯЩЕГО ДУХА, КОТОРЫЙ ЧЕРЕЗ ПОБУЖДЕНИЕ НАШЕЙ ДУШИ ТВОРИТ ЗНАКИ НОВОГО РЕАЛЬНОГО МИРА И НАШЕГО СОЗНАНИЯ.

    В мире нашем есть два искусства.

    Искусство техники и искусство пластическое. В сути их лежит чрезвычайно великое основание и цели.

    В технике есть суть — переселение нашей материальности в иной мир новых веков.

    В искусстве пластическом — освобождение духа из материальных оков к новым реальным перевоплощениям.

    Вот о каком искусстве я говорю и какое искусство я признаю.

    К этим источникам великого божественного живого духа и должна приблизиться душа народная.

    Много слышно слов о демократизации искусства, но демократизация современнного толка основана на искусстве буржуазном и народном.

    Борются два начала — буржуазное и народное.

    Здесь идет борьба, кто захватит искусство и кому оно должно служить.

    Искусство рассматривается как нечто такое, что возможно заставить делать то или другое, служить тому или другому.

    Это возможно сделать с искусством утилитарного домашнего толка, обслуживающего наш домашний очаг, с искусством, которое возникает на основе воспитания известной платформы.

    Но я говорю о другом искусстве и другом времени. Я говорю не о теле, а о духе, у которого одна цель — перевоплощение форм мира и человека.

    Это искусство не заставишь стать ни на какую-либо платформу, ибо оно животворящее и создающее основы.

    Истинный подход к демократизации я вижу только в вышесказанных моих определениях.

    Диктовать же законы тому, кто создает наш лик, я считаю нелепым. Руки наши должны лишь создать условия, и только.

    Необходимо создать целый ряд народных музеев, идя совершенно новыми путями к их осуществлению.

    Необходимо собрать музей в самых отдаленных центрах Республики, не загромождая ими столицы.

    Необходимо устраивать народные передвижные выставки по городам. И приобретать искусство для музеев в отдаленных городах.

    Таким образом мы достигнем сближения народа с искусством и поселим в его душе новую жизнь.

    В этом я вижу первый истинный шаг Демократизации Искусства.

    Только таким путем мы сможем спасти дерево Искусства в стране и не дадим завянуть его последним ветвям.

    ДОМ ИСКУССТВ

    Цель и задача последнего выразится в том, чтобы охватить собою все большие Искусства, а также возникшие от них художественные прикладные ремесленные искусства.

    Дом Искусств должен быть центром Художественного Совета, который и будет ведать по всем вопросам Искусства и будет живым сердцем страны.

    Дом Искусств стоит в центре целой сети своих ячеек, разбросанных по отдаленным центрам Штатов Республики, которые в свою очередь распространяют деятельность свою на уезды и села.

    Мне кажется, что только тогда возможно будет вызвать весь творческий организм к правильной деятельности путем создания художественных отделов Дома Искусств.

    Мы откроем множество дверей, куда без всякого труда будут стекаться живые народные силы.

    Главная основа Дома — его свобода, никаких стеснений, вольный свободный Совет (преподавание).

    Никаких экзаменов и никаких званий.

    Дом Искусств — дом средств, которые представляются в распоряжение учащихся.

    Дом Искусств должен предоставить со своей лекторской трибуны: опыт, знание для того, чтобы помочь учащимся выявить свою индивидуальность, помочь выявить ту или иную форму своего дара.

    Самая трибуна — вольное свободное место, как для товарищей профессоров, так и для учащихся.

    Вот мои два проекта, при помощи которых мы сможем открыть истинную дорогу Демократизации Искусства.

    Следующая глава

    1-2


    Картина Малевича Этюд портрета крестьянина.

    Женщина с ведрами (Малевич К.С.)

    Голова крестьянина.

    Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Проект Дома Искусств > Проект Дома Искусств
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.