БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    Записка о расширении сознания, о цвете, о молодых поэтах

    1 - 2 - 3

    И что же — видим ту же усталость, вопль и тоску. Вот группа молодых поэтов, приютившаяся под флагом изд<ательства> "Очарованный странник»1.

    Один пишет:

    Если б встрепенуться, жить горячо
    Пронести высоко сердце зажженное
    И оставить старую квартиру
    Поселиться на зоревых облаках2.


    <Мы> видим желания человека, который бы пронес высоко свое сердце зажженное из старого помещения земли куда-то в другую квартиру.

    Но вдруг заканчивает свою мысль словами:

    Но ведь чудес не бывает в мире
    Что же мне делать?


    Ответ один. Потушить свое сердце зажженное и пока лечь спать.

    Этот же поэт пишет:

    Распластаться на полу трамвая
    Ничего не ощущать3
    .

    То же безумие, ведь распластавшись — кондуктор выбросит как ненужную вещь.

    Не успел поэт родиться, как уже виде<н> в нем ужас отчаяния, и с лазоревых облаков <он> вдруг по полу трамвая катается.

    Другой:

    А мне только плакать глухо
    В одинокой тиши
    Коснутся ли Божьего слуха
    Молитвы порочной души4.


    Опять плач и раздумье <поэта> — коснется ли <молитва> Божественного слуха, но признание порочного <в себе> не дозволяет ему <на это надеяться>.

    Дальше:

    Лучше блуждая дорогами неровными
    Не знать, что от взглядов спрятано;
    Если свет погасишь вовремя,
    Всегда останется непонятное5.


    <Конечно, можно> блуждать неизвестно куда и почему, зачем, но почему обязательно неровными<дорогами>, ведь можно блуждать лежа в постели. <И этот> страх перед ничем, что спрятано от взглядов, — чего бояться того, что спрятано, да спрятано ли еще? А может быть, ничего не спрятано, просто стоит стол на четырех ножках.

    И даже если поэт погасит свет, то и эта охрана не спасает, так как останется непонятный стол.

    Третий рассказчик, иллюстратор и моралист, кричит на улицах города:

    Господа, остановитесь
    Вы не нищие
    Вы не смеете просить подачки6.


    Хочется спросить, какое ему дело <до того>, что я прошу подачки, какое это имеет отношение к творчеству в поэзии? Ведь это обязанности городового.

    Четвертый:

    Как сердцу высказать себя
    Другому как понять тебя
    Поймет ли он, чем ты живешь
    Мысль изреченная есть ложь7.


    Нельзя сказать, что между ними лежит расстояние лет <и> кто из них старший и младший; один заботится о том, чтобы не брали подачек на улицах, другой о том, что нет для него слов, чтобы высказать себя так, чтобы его другой понял. Отчаяние в сознании, что слова бессильны и ими нельзя оперировать так, чтобы было понятно его переживание.

    Но нужно ли это переживание кому-либо другому? Переживание — брожение, и важны результаты этого брожения; ни страдание, ни веселие поэта нам не нужн<ы>, нам нужна форма, <а> будет ли она понятна или нет, безразлично. И что такое "понятно"? Понимаются машины, телефоны...8.


    1Малевич здесь и далее говорит о сборнике, на обложке которого значится: "Издательство "Очарованный странник". Альманах весенний. 1916 г." (в нижеследующих примеч. — Альманах). Редактором и составителем данных периодических изданий, имевших развернутое название "Альманахи интуитивной критики и поэзии", был поэт Виктор Ховин.
    В "Альманахе весеннем" 1916 года была помещена статья-рецензия М.В.Матюшина "О выставке "Последних футуристов" (Альманах, с. 16-18), многие строки которой были посвящены анализу работ Малевича. В письме к Матюшину от 23 июня 1916 года Малевич просит: "Пришлите, пожалуйста, 2 экземпляра "Очаров<ванного> стр<анника> с Вашей статьей. Очень нужно" (Малевич К.С. Письма к М.В.Матюшину / Публ. Е.Ф.Ковтуна // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1974 год. Л., 1976. С. 195).
    Все нижеследующие цитаты из поэтических произведений Малевич извлекает именно из этого выпуска; в дальнейших примечаниях цитаты приводятся по Альманаху лишь в случае разночтений.
    2Эта и нижеследующая в основном тексте цитата взяты из стихотворения Ады Владимировой (Альманах, с. 3). Малевич цитирует первую строку, а затем произвольно присоединяет к ней восьмую; в цитате есть разночтения с оригиналом:
    "Если б встрепенуться, жить горячо <...>
    Пронести высоко сердце зажженное.
    И оставив старую квартиру
    Поселиться на зоревых облаках...
    — Но ведь чудес не бывает в мире.
    Что же мне делать пока?"
    3Цитата из стихотворения Ады Владимировой "В трамвае" (там же).
    4Цитата из стихотворения Рюрика Ивнева (Альманах, с. 4): "А мне? — только плакать глухо
    В одинокой тиши.
    Коснутся ли Божьего слуха
    Молитвы порочной души?"
    5Цитата из стихотворения Михаила Козырева "Король" (Альманах, с. 5).
    6Малевич вычленяет эти строфы из критической статьи Виктора Ховина "Ветрогоны, сумасброды, летатели..." (Альманах, с. 8—13; в названии Ховиным использована строка из стихотворения Елены Гуро, служащего эпиграфом статьи).
    Ховин цитирует строфы, не называя автора и самочинно выделяя курсивом нужные ему слова:

    "А за поэтами уличные тыщи
    Студенты
    проститутки
    подрядчики
    Господа!
    остановитесь
    вы не нищие вы не смеете просить подачки".

    В журнале также не соблюдена пунктуация и ритмико-графическая композиция строф, взятых из поэмы Владимира Маяковского "Облако в штанах", впервые изданной в 1915 году:

    "А за поэтами — уличные тыщи:
    студенты, проститутки, подрядчики.
    Господа! Остановитесь!
    Вы не нищие,
    вы не смеете просить подачки".

    Строки цитируются Ховиным в качестве противопоставления мировоззренческих позиций новых творцов — прежде всего, Елены Гуро и Владимира Маяковского — с их любовью к "живой жизни" и поэтов, причисляющих себя к стану символистов, с их презрением к "пошлой действительности".
    Малевич, изымая строки из контекста статьи, интерпретирует их в собственном ключе, выводя автора за рамки "творчества в поэзии". Однако нельзя однозначно ответить на вопрос, использовал ли Малевич цитату как произведение неведомого ему "рассказчика, иллюстратора и моралиста" или сознательно целил в Маяковского, чье творчество было ему не близким и отношения с которым знавали разные периоды на протяжении 1910-1920-х годов.
    7Снимая все вопросительные знаки, Малевич цитирует строки стихотворения Ф.И.Тютчева "Silentium!" по вышеупомянутой критической статье Ховина (Альманах, с. 8). Ховиным здесь утверждалось, что творчество символистов выводится из поэзии Тютчева: «Замечание Андрея Белого целиком из Тютчева исходит:

    "Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь".

    Но только все в этом скверном четверостишии неправда».
    Малевич использует строки Тютчева в качестве аргументов для собственных утверждений — что есть и что не есть поэзия, мало заботясь о корректности ссылок и примеров. В строках, следующих после цитаты, обращает на себя внимание утверждение Малевичем творческого тождества "старшего" и "младшего" поэтов, то есть Тютчева и Маяковского.
    8Рукопись обрывается на этой полуфразе.

    Следующая глава

    1 - 2 - 3


    Уборка ржи (Малевич К.С.)

    Казимир Северинович Малевич. Картина Воин.

    Портрет Казимира Малевича Женский портрет.

    Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Записка о расширении сознания, о цвете, о молодых поэтах > Отчаяние в сознании поэтов
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.