БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    Supremus. Кубизм и футуризм

    1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

    Если посмотреть на людей в картинах классиков, то увидим безжизненное тело, хотя сквозят синеватые вены, но кровь в них мертва. И только находясь в состоянии гипноза, можно увидеть <в этом  теле> правду жизни. Оно не дышит тем воздухом, который дали мастера  19 века.

    Но ваши учителя уже много лет говорят о достоинстве Рафаэля и посылают <вас к нему> на поклон.

    Умерли Рафаэли, говорят они, и пало искусство великое, и, не проверив слов их, вы верите. Вы загипнотизированы так же, как и они, и уверены, что все, что бы ни создавалось, — кривляние, не имеющее под собой основы и  красоты.

    И так жуют лекторы ваших училищ и старых аудиторий академии Рафаэлевы без конца. Все  сделано, чтобы подвинуть ваше сознание подальше от современного. Вы  свободное время отдаете Музеям и Галереям, усыпальницам старого  Искусства.

    Каждая картина музея и галереи — есть как бы утвержденным шаблоном или вехой, указывающей конец пути. Растущее  поколение не должно принимать эти шаблоны как мерку к своему времени и  свое искусство не должно мерить ими, так как то, что уже висит в музее —  есть пройденный путь уже пережитого времени.

    Музей — собрание прошлого — собрание следов движения Искусства, но не место училища. Наша ценность в поступательности, а следы поступи нашей мы нескоро увидим в стенах музеев.

    Поступь художников "Бубнов<ого> валета" была шесть лет тому назад, но и это была буря пронесшейся идеи Сезанна, вынесшей упор стены, построенной из бранных слов1.

    И прошло несколько лет, когда следы жизни изменились в новые ступени, когда идея Сезанна пришла к своей конечной цели, Кубизму. Тогда  начали собирать в галереи следы давно умершего Сезанна. "Бубновый  валет" отжил свое время. Закончил свой путь. И пора объявить новую  программу. Не тратить силы в борьбе с энциклопедическим словарем "Мира  Искусства".

    Мы окружили жизнь свою экспрессами, автомобилями,  гигантскими дредноутами, цеппелинами, аэропланами, дальнобойными  пушками, электричеством, лифтами, многоэтажными небоскребами, а  Искусство <измеряем> все теми же старыми шаблонами Рафаэлевского  типа, все с той же точки рассматриваем наше новое время рождения формы.

    Все  пусть идет, не оглядываясь назад, но картина должна быть всегда похожа  на своего предка. И когда же перед вашими глазами висят картины  современного времени новаторов, вы их не понимаете. Не понимаете потому,  что смотрите с той точки, с которой смотрел ваш предок. Но тогда  поставьте и картину его времени.

    Вот почему не поняты новаторы,  они не подходят ни под один шаблон прошлого, и у вас [отняты приборы] и  затеряны точки, и вы не потрудитесь отыскать новый прибор — видеть новую  картину. Надо сменить очки или сбросить <их>.

    Уже не  годятся в нашей современной жизни идеи импрессионистов, грубые очки  передвижников, лорнетки "Мира Искусства". С ними можно ходить в  Третьяковскую галерею.

    Нужно крепкую железную лебедку <для  того, Чтобы> вытащить вас из колодца прошлого и показать вам огромное  пространство вместо дырки колодца.

    В эту щель колодца новаторы показывают вам новые идеи, и вы должны выйти из норы прошедшего к пространству.

    И  сколько бы ни старались авторитеты-ремесленники закрыть щель "вы веской  заказов", им не удастся. Наше сознание осознало новую идею, она живая, и  <она> сильнее мертвых форм прошедшего времени.

    Следы  прошедшей жизни похоронили в себе и время. И как бы ни восстанавливали  формы прошлого, оно не будет настоящим, ибо время новой жизни покроет их  тело.

    Дупло прошлого не может вместить гигантский бег построек  нашей современности; как в нашей технической жизни мы не можем  пользоваться кораблями сарацин, так и в Искусстве не можем основывать  картину современности на старых основаниях.

    Техническая сторона нашего времени уходит все дальше вперед, а искусство стараются подвинуть НАЗАД.

    Туда к Рафаэлям, туда к примитивам, старым индийцам, персам, импрессионистам, передвижничеству зовут вас муллы с башен АКАДЕМИИ. Но устарел их маяк, рухнули фундаменты и потух огонь Рафаэлей.

    В 19 веке художники вышли на воздух с холстами и стали изучать его, взялись за то, что не было доведено, что не было найдено мастерами Возрождения. Это последнее усилие художников прийти к лицу земли, здесь конец идеи дикаря.


    1На полях против этих слов вертикальное примечание-маргиналия: "О  Бубново<м> Вал<ете;> подробно остано<виться> на  Конч<аловском>, Машкове". Упоминания о выставке "Бубновый валет" и  характер этих упоминаний позволяет датировать данный текст Малевича  ноябрем-декабрем 1916 года. Выставка "Бубнового валета" открылась 5  ноября и закрылась 11 декабря 1916 года; был издан «Каталог выставки  картин и скульптуры общества художников "Бубновый валет"» (Москва,  1916). Малевич, участник выставки, приехал в Москву из расположения своей военной части и находился здесь с конца ноября по 8 декабря 1916  года.

    1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7


    Казимир Северинович Малевич. Картина Работница.

    Тройной портрет.

    Портрет жены художника.

    Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Supremus. Кубизм и футуризм > Рафаэлевские шаблоны
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.