БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    Supremus. Кубизм и футуризм

    7 Июль 2010 г.

    1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

    В этом кольце душа их засохла, как вобла на солнце. Для сушки повешена была не одна молодая душа.

    Одному из десятка тысяч удавалось ускользнуть и бороться с толпою, авторитетами и печатью.

    И после долгой борьбы на площади нового времени водружали НА ГРУЗАХ1 сваленных позорных слов знамя новой ИДЕИ.

    Так пали славные борцы Ван Гог и Сезанн.

    Знамя первого понесли в глубину наших дней Футуристы.

    Знамя второго — Кубисты.

    Вот два пьедестала нашей современности, на которых кончается эпоха земли, сутолока обыденности Искусства.

    Это ворота, запиравшие кладбище старых дней.

    На них осталось тело, как на кладбище скелеты. Живой дух динамической силы, источник жизни, вышел в пространство.

    Супрематизм, начало первых чисто живописных знаков движущейся краски, начинает новую эру за пределами земли.

    Сезанн, Ван Гог, Кубизм, Футуризм, Супрематизм — вот пять оплеванных ступеней Искусства.

    Сезанн оплеван лет 40 тому назад. Покоряет <он> теперь — и приходится теперешнему поколению авторитетов очищать ступеньку.

    И кричать о ее красоте. Перед Сезанном склонили свои убогие головы авторитеты.

    Но преклонение авторитетов перед кистью Сезанна было преклонением перед> чисто внешней сторон<ой> картины. Истина идеи Сезанна непонятна и сейчас. Если бы была осознана идея Сезанна, тогда не был бы осмеян Кубизм, ибо Кубизм — венец идей Сезанна.

    Тоже Ван Гог принят, принята его картина, но идея не принята, ее приняли футуристы и показали в современном дне. И она <была> осмея<на> на площадях печати.

    Идея Ван Гога — скорость — вселенный динамизм, через ростки земли бегут токи, движется все.

    Футуристы вышли из закона перспективы и дали новый сдвиг вещам, вседвижение.

    Скорость стала новой ценностью, через скорость мы двигается быстрее и уходим скорее от старого дня.

    Сознание же молодого поколения авторитетные НЯНИ стараются как можно дольше удержать у пирамид Хеопса.

    Там, у подножия Хеопсовых пирамид, лежит ваше сознание, покрытое пылью многих веков ушедшей жизни.

    До сих пор поют вам НЯНИ Академии о величии красоты пирамид, и под звуки песенки дремлет покойно ваше сознание и молодая душа2.

    И когда рев пропеллеров, блеск электричества, треск моторов касался вашего слуха, вы со злостью бросались на футуризм.

    Футуризм — зародыш будущей нашей железной жизни, когда истаратся <так!> железные залежи земли в пространство; как летом стрекозы над цветущими полями летают, так гигантские ихтиозавры летать будут густыми тучами кругом земли.

    Но величие футуризма в будущих днях.

    Но и наше время богаче и сильн<ее,> могуче. И перед небоскребами Америки пирамиды Хеопса кажутся детскими игрушками.

    Но вы, убаюканные в тиши песков Египта в смертельном тоскливом покое пирамид, нескоро услышите бегущую новую жизнь, и только после смерти шоферов новой жизни вы узнаете причину, и причина остается питанием <для вашей> прошедшей жизни.

    Вы понесете осколки скелета на знаменах угасшей жизни. Таковы все идущие. О, если бы хотя одно поколение росло в своей истине свои<х> пророков!

    Говорю Вам, к телу живому идите и будьте с ним, пока не потухнет метина его перед новым ликом.

    Наше время 20-го века многоликое, и много спорящих истин ведут борьбу.

    Наше время представляет собою площадь торговую, какой-то антикварий, нет никакого стремления дыхнуть собственным временем.

    И толпа представляется фигурками, вышедшими из магазинов антикварных на улицу футуризма, <фигурки> хохочут, смеются и негодуют, <так как>шсе перестало быть похожим.

    И только <тогда> радуются [люди] на площади торговой, <когда> уви-дя<т> старые кафтаны, фарфоры, подносы, шлемы и каски римских воинов, старые пушкинские комоды, {фаэтоны}, фисгармонии, туфли с бисером, колонки греческие, остатки прекрасной Венеры безрукой.

    Во главе распродажи стоят приказчики-авторитеты и предлагают фигуркам товар.

    Совершалась на благополучном базаре торговля много лет, молодежь шла туда, и ей надевали колпак мещанской логики. В старом, но лакированном Рубенсовском жилете щеголяла <молодежь> в праздничные дни в благополучном нравственном саду.

    Торговцы надгробными памятниками потирали руки от удовольствия3.


    1Полонизм Малевича, от польского gruz — развалины, руины.
    2После этих строк, завершающих 14-й лист рукописи, следовал 15-й лист с порядковым номером в правом верхнем углу; затем Малевич расширил положения текста, написав вставные листы с порядковыми номерами — новый лист 15, 15 а, 15 б, 15 в. Первоначальный лист с нумерацией 15, однако, был оставлен; три абзаца на нем (начиная со слов "С шумом и треском ворвался..." и заканчивая "...под шаблоном мещанской мысли") были обведены карандашной рамкой, на полях проставлены пометки: "стр. 18" и два крестика. На листе 18 авторской нумерации никаких указаний на место помещения этих абзацев нет.

    Ниже приводится текст первого варианта 15-го листа: "И когда рев пропеллеров, блеск электричества, шум колес моторов касался вашего слуха, вы со злостью бросались на футуризм. Но футуристы говорят, что время наше богаче, сильнее и могуче, и перед небоскребами Америки пирамиды Хеопса кажутся игрушками. С шумом и треском ворвался футуризм на площадь вашей торговли и толпа как антикварные игрушки <так!> разбежалась от грома. Ваше сознание было поражено необычайной бурею, которую вы не слыхали при Рамзесах Египта. Видя замешательство — авторитеты базара начали писать статьи и говорить речи, что, мол, эт<а> буря не что иное, как циклон, он пройдет, и базар по-прежнему будет торговать стилем, вкусом, красотою и эстетикой, <а> всякая такая живопись и непонятные, ничего не говорящие изображения не найдут себе места. Даже Мережковский и Бенуа, приказчики торговых площадей, приняли на себя обязанность упаковки в ваше сознание тех форм Искусства, которые подойдут под шаблон мещанской мысли. Авторитеты — ломбарды, сохраняющие ваше сознание, и в их расчете сохранить <старые формы искусства как можно> дольше, и <новые формы они> возвращают уже тогда, когда жизнь <из них> ушла. Но Футуристы ворвались на ярмарку академизма, сбросили с лотков греческие по<брякушки>, не ушли, как обещали авторитеты". На этой фразе лист заканчивается.
    3Против этих слов справа на полях помещена приписка: "а мне ненавистны торговцы старьем", она зачеркнута и написано: "см. стр. 18". На листе 18 отсутствуют какие-либо авторские пометки и отсылки.

    1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7


    Женщина с ведрами (Малевич К.С.)

    Чашка с блюдцем.

    Чашка с блюдцем Супрематизм.

    Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Supremus. Кубизм и футуризм > Футуризм — зародыш будущей жизни
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.