Supremus. Кубизм и футуризм
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Футуризм через вещь вел нас к динамизму живописных масс. Кубизм через разлом вещи ведет к чисто живописной пластике. Оба усилия идут к СУПРЕМАТИИ ЖИВОПИСИ.
Футуристы победили разум, привыкший в продолжение тысяч лет видеть в изображениях природу, и футуристами был издан манифест, запрещавший писать наготу, портреты, гитары при лунном свете1.
Футуристы бросили мясо и выставили машину.
Но мясо и машина есть мышцы. То и другое — тела, двигающие жизнь.
И футуристы перешли к машине как вещи, сохраняющей большую силу.
Стараясь выразить силу не одной машины, а общий бег нашей машинной жизни — вседвижения. Нашли конструкцию, отвергш<и> перспективу, воздушную градацию натуры.
Плоскость холста была взята как пространство, и на нем устанавливались точки наибольшего сдвига вещей.
На отысканных точках строили блеск, рев, рожки, аэропланы, пушки, лошади, штыки, колеса, пар, дома, трубы, дым ночи, звонки, буквы, небо, телефоны, проволока, стекло, рельсы, вокзал, ступеньки, паровоз, нос, ботинок.
Фугасы, молнии, свистки, крик, трамвай.
Целый комок бегущей жизни.
Такая картина вызывала бурю негодования. На самом же деле в картине мы видим все то, что есть в нашей жизни.
Но привыкли видеть все вещи в известном порядке, построенные в перспективном законе, хотя перспектива дает нам ложное представление, мы не видим предметы такими, как они на самом деле есть. Фонарный столб больше собора, увиденного вдали.
Но этому не возмущаются.
Бежит все среди стен, улиц города, под крышей неба, и впечатление этого бега дают картины футуристов. На выставке "Бубнового валета" один из моментов жизни города хорошо представлен худ<ожницей> Розановой2.
Перед вашими глазами пробежит тысяч<а> форм, переплетаясь, <здесь передан> трепет живого пульса, все дышит, пылает жизнью.
А за стенками академии, в этой Хеопсовой усыпальнице, позирует римский полуголый воин.
Футуристы отвергли академическую трупарню и выбросили за борт старую беззубую логику, которая висела на крючках естественных законов.
Каждый закон имеет свое время, свою совесть, свою логику, и когда <он> устареет, <его> нужно — необходимо выбросить.
Каждое поколение должно строить жизнь и искусство свое на современном ей времени. Это будет мира смены.
Сейчас наше время, и мы строим свое лицо, мы водружаем лицо свое на знамени времени.
Вот почему мне ненавистны ваши авторитеты, торгующие законами Рамзесов, Неронов.
И ваше сознание загромождено костями пробегающей жизни. Кладбище — ценность ваша.
Усилие авторитетов направить молодое поколение к идеалу Рафаэлей не имело успеха.
Старания молодежи достигнуть гения Рафаэля были тщетны. Этой неудачей было решено, что нет ныне подобного гения. И их искусство осталось вечным маяком.
Я тоже могу порадовать идущее молодое поколение к маяку. Что не доплыть им и через сотни тысяч лет, как не царствовать Рамзесу в знойном Египте.
Мы не можем в современной нашей жизни встретить их, как и они не могли встретить нас.
Их жизнь умерла, и торчат обломки Искусства как обнаженные землею на кладбище скелеты.
И молодые художники должны стыдиться поступка растаскивать кости подобно птицам голодным.
Оставьте в покое похороненную жизнь наших предков. Сколько ни надевайте плащ Нерона, сколько ни зажигайте факелов — не будете ни Неронами, ни Рафаэлями — <н>и Фидиями, ни факельщиками.
Наша жизнь богаче. И след наш не должен затеряться в имитации, подражании, подделке прошлому.
Художники-архитекторы до сих пор, как маленькие дети, не могут быть без няни Греции.
Никто так не любит старинку няню, как архитекторы. Когда они вырастут?
1Малевич контаминирует положения футуристических манифестов Ф.Т Маринетти. Ср.: "Мы боремся... Против наготы в живописи, столь же тошнотворной и несносной, как адюльтер в литературе... Мы требуем на десять лет полного устранения Наготы из живописи!" (Маринетти Ф.Т. Манифест футуристских живописцев // Маринетти. Футуризм. СПб.: Книгоиздательство "Прометей", 1914. С. 129, 130); "...мы желаем уничтожить во что бы то ни стало ... романтический сентиментализм, струящийся лунным светом и поднимающийся к женщине-красоте, идеальной и фатальной" (Там же. С. 81).
2Данная фраза представляет собой приписку карандашом, сделанную в конце абзаца. На выставке "Бубновый валет" в 1916 году среди двадцати трех произведений, представленных О.В.Розановой, была картина на жести "Пожар в городе" (1913-1914; ныне в Самарском областном художественном музее) и две работы под общим названием "Улица". В наследии художницы известны несколько городских пейзажей, в названии которых варьируется слово "улица"; однако картины, выставленные в 1916 году на "Бубновом валете", из-за скудости сведений не поддаются идентификации.
Следующая глава
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Картина Казимира Малевича Три женщины на дороге. | Фигура в виде креста с поднятыми руками. | Картина Казимира Малевича Яблоня в цвету. |