БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

2-я Декларация Супрематистов1

Да будет беспредметный Супрематический Мир явлений.

Распыленные вещи Кубизма системой утеряли свои элементы

Цветное квадратное сечение цветовой массы родит в сознании многих индивидуальностей стремление к беспредметности.

На всех углах распластаны спины2 силою Супрематизма законов лежат в трепете вырывающихся мышц.

Крики голоса, топанье ног, корчась, горло бросает в черепа людей иного уклада свои особенные вычурности.

Мы, Супрематисты, бросившие новый закон в пространство строений, стройность глыб, в бесконечном движении рассекая грудь пространства, в одно и то же время вырвались из бега.

Цвет сечений — закон обеспеченности знака — наше отличие от всего беспредметного ложно-Супрематических чисел3.

Теперь на каждом перекрестке спины <так!> эстетно расписанный холст розо<во>-сиреневых парфюмерных расцветов, как женские кальсоны и корсеты, лифчики, <этими холстами> показана нутрь перебежавших <в новое искусство> художников из старо-поношенных живописаний.

Во флаг направления внося под маской цвета бездарных линий индивидуализм4.

За нами слышен топот бега, {поступь когорты} художников, облипая упруго<й> систем<ой> новых супремативных конструкций5.

Искалеченные касанием, распластаны, лежат среди поха<б>ных подмостков кофеен, театров.

Мы увенчаны сознанием новых интуитивных сечений, переходи<м> к новым знакам реальных явлений.

Смерть нам и вещам едины в матери<и> клинописаний6. Мир материи исчезает, деленный пространством.

Мы деления делим новый путь хода, оставляя синюю шапку неба как крышку черепа старого мира.

Мир, мы проповедуем, будет раскрашен в бесцветие — безумный огонь цветомет горящих цветов среди купола мозга явит окраску вещей, будучи знаком новых укладов.

Но я среди неисчислимых коридоров разума под напором кипящих сил уже вижу по-за цветовым миром новый образ.

Горло как змий в дугообразных изгибах - вырывается из тела в пространство, умчит голоса новых пунктиров, стонет трубою среди бездн.

В круговороте поясов мгновений спустится в белый центр цвета интуиция новых чисел итогов.

Суммы без веса, объема и цвета лягут основой первых преобразований.


1 Печатается по машинописи с правкой (2 л. большого формата, второй экземпляр, черная копировальная бумага, правка синими и фиолетовыми чернилами). Архив ФХЧ. Машинопись правлена автором, однако в ней остался ряд незамеченных опечаток. Название авторское, написано чернилами. Порядковый номер свидетельствует, что настоящая декларация следовала за "Декларацией I", датированной 15 июня 1918 года. Датируется второй половиной июня 1918 года, временем выхода Малевича в "белый супрематизм". Публикуется впервые.
2 Слово "спины" не было понято переписчиком текста на печатной машинке; в оставленный пропуск Малевич чернилами вписал "спины"; этот специфический образ повторен ниже, через три абзаца.
3 В этих словах нашла отзвук разгоравшаяся полемика между Малевичем, с одной стороны, и А.М.Родченко с единомышленниками — с другой. Последние через несколько месяцев объявили "беспредметное искусство" оппонентом-ниспровергателем супрематизма. На X Государственной выставке (апрель 1919) это размежевание было закреплено и в названии, и в текстах каталога; см.: Каталог Десятой государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм // ВЦВБ <Всероссийское центральное выставочное бюро>. Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению. М., 1919. См. также: Малевич, т. 1, с. 150-152, 354-355.
4 Полемический выпад в сторону Родченко. Малевич точно определил вектор будущих устремлений своего оппонента — цикл "Линиизм" Родченко начал создавать лишь в 1919году, а его декларация "Линия" датирована 23 мая 1921 года.
5 В машинописном оригинале фраза имеет следующий вид: "За нами слышен топот бега ступо ступых ног рты художников облипая упругою систему новых супремативных конструкций". Как опечатки, так и вся фраза в целом автором поправлены не были.
6 В машинописном исполнении фраза имела следующий вид: "Смерть нам и вещам вбиты в материю вбиты в <слв. нрзб.> клинописаний". Малевичем она была исправлена путем дописок и вычеркиваний; после авторской правки фраза имела вид: "Смерть нам и вещам едины в материю клинописаний".

Предыдущая глава

Следующая глава


Соотношение неба и земли

Конница

Супрематическая архитектурная модель (1927 г.)

Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Эпоха "Анархии" (1918) > 2-я Декларация Супрематистов
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.