БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    Заметки

    1 - 2

    Как жизнь, так и Искусство меняло формы свои, двигаясь к совершенству, к всезнанию, всемогуществу, всевидению.

    И в настоящее время выдвинутые формы Кубизма и дают новое видение, новое знание, это есть большой плюс, а не минус.

    Через кубизм мы освобождаемся от подражания вещи, мы не повторяем раз уже созданное.

    Мы получили острую живую систему разрушения всего старого мира, распыляя его в своем сознании.

    Мы идем к пространству.

    Мы идем не <к> Искусству уметь передать видимое, а идем к творчеству, т.е. созданию того, чего еще не видим реально.

    Революция есть бунт-разрушение, Социализм есть система новой формы.

    В Искусстве Кубизм, Футуризм — разрушение, освобождение [личности] коллектива.

    Супрематизм — система нового Миросознания, новый путь пространства, [где материя лишается вида].

    Кубизм, футуризм — новая цепкая {штука} материи, <это —> бетон, железо, машина, где распылен<ная> вещественность спаивается в новую конструкцию, ведя страшную борьбу с творчески интуитивным сверхразумом, находясь в логической связи с разумом-человеком.

    Здесь борются два образа, человек — и сверхчеловек, новая оболочка, в которую переходит совершенный разум, оставляя в человеке ненужный изжитый образ как скорлупу.

    Пройдут еще эпохи, и новое сознание получит новую одежду и систему, а то, что мы называем человеком, останется таким же организмом переходным, как <к> человек<у> обезьяна.

    Кубизм и футуризм дают нам возможность уже заглянуть в небольшую щель и посмотреть на новый строящийся мир.

    Первый дает наибольшее напряжение покоя, второй скорости, следовательно, в новый мир перенесены и старого основы главные — покой и движение, все же остальное брошено, как разбитый горшок.

    И вот вы хотите во что бы то ни стало склеивать куски и перенести в новую жизнь те же бутылки, склянки, пузырьки из<-под> лекарств, старые замки, понош<енные> шляпы. Вы — старьевщики, вам жалко расстаться <с> поистине ненужным хламом.

    И если всмотреться в ваше тело, то оно напоминает чердак бабушки, которая каждую тряпочку и аптечный пузырек <в течение> многих лет собирала (и не дай Бог разбить один).

    Этих склянок, склеенных фарфоров, фотографий, хрусталей, статуэток такое множество (одних Венер Милосских миллионы пудов, да всевозможных Зевсов, купидонов), такое множество, что, конечно, нужно очень много народу, чтобы охранять этот чердак.

    В вас борется разум человека, привыкшего к покою и сну, привыкшего к своим старым туфлям, халату, кепке.

    Вся его кладовая — есть ваши черепа, в рытвинах которых и позапиханы все склянки и пробки.

    И понятно, что вы, опьяненные логическим "здравым" напитком, уподобляетесь алкоголикам.

    Почему вы поднялись на нас, Кубистов, Футуристов, Супрематистов, вполне понятно.

    Вам, Академистам, Импрессионистам1, Бубновым валетам (меньшевикам)2, необходимо спасать свои склянки, в особенности теперь, когда чердак (Интеллигенция Обществ старого мнения) разбит, и вы целиком все остатки и склеенные разбитые фарфоры стараетесь втиснуть в новую кладовую.

    Этой кладовой хотите сделать нового кузнеца мира, пролетария.

    И благодаря тому, что Социалисты не разбираются сами в причинах движения Искусства, вы и оборудованы миллионами журналов.

    И нам нет места на ваших страницах.

    Социалисты должны чувствовать бунт негодования в наших страницах, и

    в силу этого уже мы должны быть родственны. Ибо мы говорим — долой старье. Новому миру Новое Искусство-творчество.

    Долой Рафаэлей, Фидиев, долой остатки скелетов древности, не доеденных временем.

    Из бетона, железа, стали, чугуна и камня восстанет новая стройка нашего современного дня.

    К ней, за новое поднимит<е> руки. Текстильщики, вы чувствуете цвет. Металлисты, вы чувству<ете> объем метал<ла>3. Поднимите знамена современности.

    К. Малевич.


    1Под "импрессионистами" в данном случае Малевич имеет в виду художников, специализировавшихся на пейзажной живописи и входивших в большинстве своем в Общество им.А.И.Куинджи. Следует также отметить, что в конце 1918 года в Петрограде проходила выставка "Русский пейзаж" (Художественное бюро Н.Е. Добычиной, 8 декабря 1918 — 8 января 1919 года).
    2Проводя аналогию с политическим процессом разделения РСДРП на фракцию большевиков и меньшевиков, автор стремится сделать понятным для "социалистов" размежевание в "Бубновом валете" — во времена лидерства Малевича в этом обществе (1916-1917) некоторые члены из прежнего состава не участвовали в выставках.
    3Малевич в начале января 1919 года приглашал текстильщиков и металлистов работать в своей мастерской в Государственных Свободных художественных мастерских (ГСХМ); в профессиях текстильщика и металлиста он усматривал новаторское начало по сравнению с архаическими профессиями столяра, плотника, маляра и т.д. См.: "Извещение главного мастера Свободных Государственных Художественных мастерских, Мясницкая 21 (бывш. Училище Живописи, Ваяния и Зодчества) и Рождественка 11 (бывш. Строгановское учил<ище>), К.Малевича" // Малевич, т.1, с. 128. Примечательно, однако, что уже через несколько месяцев, в мае 1919 года, наряду с текстильщиками и металлистами Малевич призывает представителей других профессий — каменщиков, портных, маляров — принять участие в создании новой жизни через усвоение достижений нового искусства; см. в наст, изд. статью "Супрематизм (Квадрат, круг, семафор современности)".

    Следующая глава

    1 - 2


    Картина Казимира Севериновича Малевича Мистик.

    Вильгельмова карусель (Малевич К.С.)

    Картина Малевича Этюд портрета крестьянина.

    Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Петроград—Москва (1918-1919) > Заметки > Супрематизм — система нового Миросознания
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.