БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    Cупрематизм как Уновисское доказательство

    1 - 2

    Новый институт худож<ественной> конструктивной культуры сохраняет название "художественного", следовательно, его художественное вмешательство будет обязательно <внедряться> в форму конструктивного, скажем харчевого, Государства. Наступит встреча двух конструкций — чисто практической утилитарной харчевой и конструктивной художественной. Кастрюля получит и свой утилитарный и художественный вид или форму. Отсюда ясно то, что как в старом <искусстве> художник приносил <выявлял> свое художественное начало в харчеформе Государства и общества, будучи репродуктивно-художественным, <так теперь с появлением конструктивного <искусства> будет то же художественное конструктивное вмешательство <в харчеформу Государства> и художник-конструктивист будет тем же прикладником и слугою харчевого предметного Государства1, И как первый и второй художники не представляют себе иной культуры, как только в творении художественно-харчевых кастрюль, так и Государство не представляет себе художественного начала иначе, как приспособленным к кастрюле харчевого производства ценностей; производство таковых и будет им.

    Создадут новую художественно "научно обоснованную Культуру". Все должно быть научно обоснованным, и потому и художник нового Института Художественной Культуры должен быть таковым. В этом и будет разница перед его предком, художником "ненаучной художественной Культуры". Темнота смоется, все прозреет и все будет "ясно" и "понятно", "научно обоснованная Культура", наконец, все "разъяснит". Художник перестанет верить в "духовные предрассудки", ибо перед ним будет стоять "научная обоснованная формула" неопровержимой реальности.

    Художественная жизнь разделилась на предметную репродуктивную и беспредметную конструктивную. И как мне кажется, что <именно> та часть художников, которая работает над конструктивностью, <и> создала Институт Художественной Культуры, точнее было бы — конструктивной художественной Культуры. Первая же половина художников репродукции потеряла Академию изящных Искусств и не успела еще ее создать вновь. Но скоро она будет создана.

    Вторым реальным осуществлением есть Академия художественных наук2. А так как Институт Художественной Культуры в сути своей имеет научность, то поглощение его Академией художеств<енных> наук было бы вполне логично. Таким образом Художественная Культура вышла к ученому учреждению, и больше художественная жизнь не будет слепо блуждать в возбуждениях, а поплывет в разуме, <в> умных обоснованиях.

    В данный момент обсуждения Художественной Культуры, как я полагаю, <главным> есть вопрос о Конструкции3. Это первая ступень, на которую встали художники<,переходя> из старого репродуктивного Искусства в новую область. И тем, что они вступили <на нее, они> разделили себя на две художественные Культуры — Композиционную предметную и Конструктивную. Как те<, так и> и другие присвоили себе звание художников; Художников-Конструктивистов и художников-репродуктивистов. О художниках-репродуктивистах говорить не приходится, это очень ясно даже без научного обоснования. Но о Конструктивистах или о конструктивном Искусстве говорить можно, ибо оно еще находится в процессе суждения.

    Итак, Конструкция передо мной, о чем я должен дать свое суждение. Прежде чем рассуждать о конструкции, необходимо установить, о какой конструкции должна быть речь. Конструкции есть разные. Конструкция Государственная, или харчевая живопись, которая конструирует все целеполезные харчево-технические орудия; Конструкция художественная и Конструкция беспредметная. Вот [три] Конструкции, ставшие вопросом обсуждения.

    Государственная, или харчевая, Конструкция ясна в своей роли. Художественная Конструкция может иметь две идеи; одну идею — самоидею, во власть которой попадает все харчевое Государство как подсобная техническая харчевая необходимость; и втор<ую идею> — это участие художественного Конструирования единовременно в создании харчевого технического орудия или сооружения.

    Беспредметная конструктивность сама говорит за себя как за самостоятельную идею беспредметного конструирования Миростроения, которое становится в цель человечества; относя на второй план все харчевое, не ставит его во главу культуры культур.

    Было бы очень интересно, чтобы о конструктивном Искусстве дал пояснение Алексей Ган как основатель <движения> конструктивистов — относит ли он конструктивное <искусство> к художественной культуре или нет и какая идея или сущность кроется в самой конструкции, через которую он вводит "что". Судя потому, что члены конструктивного Искусства составляют кворум Института Художественной Культуры4, <то> очевидно, что Конструктивное Искусство преследует через конструкцию художественное "что", иначе бы Институт был назван просто конструктивным.

    Но последнее является предположением, имея же действительность, не хотелось бы разбираться в предположениях.

    Таким образом, рассуждение о конструкции <для> Института Худ<ожественной> Культуры я оставляю до получения действительных материалов. Во всяком случае, конструкция должна быть самоидеей, будь то в художественной форме или беспредметной, и ничуть не <должна> смешиваться с практической конструкцией харчевого техникума. Такову<ю> конструкцию я вывожу из живописной среды и называю "Живописной Конструкцией".


    1Малевич формулирует в данных пассажах основное концептуальное расхождение супрематизма и конструктивизма.
    2Российская (после 1925 года Государственная) Академия художественных наук (РАХН, ГАХН) была основана в октябре 1921 года в Москве под эгидой Наркомпроса; завершила свою деятельность в 1930 году, слившись с Государственной Академией истории искусств, находившейся в Ленинграде. К 1 января 1922 года Инхук организационно влился в состав РАХН.
    3С.О.Хан-Магомедов, говоря о возникновении дискуссии в Инхуке, отмечает: "Сразу выяснилось, что членов группы интересует прежде всего роль конструкции, а не проблема соотношения конструкции и композиции" (Указ. соч., с. 38).
    4Наиболее активными участниками дискуссии "конструкция — композиция" были члены Инхука А.Бабичев, В.Бубнова, А.Древин, К.Иогансон, И.Клюн, Б.Королев, В.Кринский, Н.Ладовский, К.Медунецкий, Л.Попова, А.Родченко, В.Степанова, братья В.и Г. Стенберги, Н.Тарабукин, Н.Удальцова.

    Следующая глава

    1 - 2


    Картина Казимира Севериновича Малевича Двое с ручной тележкой.

    Критика, вскормившая... (Карикатура. 1913 г.)

    Полотеры (Малевич К.С.)

    Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Витебск (1919-1922) > Cупрематизм как Уновисское доказательство > Академия художественных наук
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.