Заметка об архитектуре
1-2-3
Так
я понимаю <и> всю природу и каждое ее сооружение, дерево,
гору, камень, которые образуются в сооружения вне утилитарных замыслов
для других замыслов.
Если
ворона сядет или совьет гнездо на дереве или удод совьет в дупле
гнездо, то это не значит, что дерево выросло для этой цели, а удод будет
думать об этом дереве как дереве с конкретной практической задачей, что
оно стул, а все остальные деревья будут для него абстрактны, не нужны.
Живопись
Нового Искусства, или живопись в форме Нового Искусства, начала
освобождаться от всех других содержаний, она наконец захотела
<в>стать на свою самостоятельную дорогу и
<в>стать на свое собственное содержание и иждивение.
Прийдя
к этому решению, живописцы выбросили лозунг: "Живопись как таковая".
Это был первый сдвиг в сторону беспредметной живописи. УжеСезаннсдвинул живописную точку ближе к живописи, нежели к предмету и
содержанию други<х> идей. И вскрыл новое отношение к
бытию. Он увидел бытие впервые глазами живописца, до него никто не мог
видеть в бытии так четко живописные элементы, в этом смотрении вся
природа как горы, деревья, дома, облака, люди были для него только комья
живописной силы. Он увидел бытие как массу живописную, из которой можно
было бы ему построить живописное построение, вытекающее из чисто
живописных взаимоотношений и содержания.
Из
этого отношения получилось то, что заставило 18 лет жюри отвергать его
вещи, а у общества сделаться посмешищем. Какова же
причин<а><?> Причина проста. У Сезанна
осталась живопись, а у общества — деревья, горы, люди.
Общество,
как и критики жюри того времени, искали в его холстах живопись,
разделанную под орех, а общество <еще> искало портрет
Ивана Петровича; так эта точка <зрения на Искусство в
силе> остается и до сих пор.
Искусство
должно быть ясно и понятно. Что же это значит<?> Это
значит, что оно должно изображать Ивана Петровича, его идеологию, его
характер, его плохое или хорошее настроение духа, выражать его политику,
общественные отношения, строить ему памятники и проч.
В
этом была задача Старого Искусства, но новые Искусства пошли другой
дорогой, абстрактной, и морда жизни целого мира рассердилась, что
Искусство перестало ее списывать, делать из рожи розу, требуху ее
техническую утилитарную одевать в архитектурное тело.
Поэтому
памятники Нового Искусства и посчитались нашим обществом как неудачные,
потому что Новое Искусство не возвело лицо в образ, а наоборот,
<дало> без-образное, т.е. растворило <его>.
Лицо,
готовящееся стать художественным образом, вдруг стало без-образным, и
это лицо жизни обрушилось на Новое Искусство, объявило его лодырем,
абстрактным, ненужным и благословило новых образомазов.
Новый
живописец не мог иначе относиться к этому лицу жизни, ибо этого лица он
не видел, он рассматривал его не как лицо, а как материал живописный,
и, конечно, из живописного материала можно сделать не стенку, как только
роспись на ней.
Жизнь
состоит из разных материалов, которые имеют и своих мастеров, свои
профессии. Есть материал политический, экономический, архитектурный,
инженерный, живописный. Каждый поэтому и должен овладевать этим
материалом согласно его законам и идеологии, воплощающей этот материал в
форму. Каждый такой материал имеет свое содержание и идеологию.
Все проявления и составят жизнь, как лес состоит из разных деревьев <и> образует лес.
Отсюда
все живописные произведения, выражающие, скажем, темы политического
характера, работают над материалом политическим, но не живописным, над
религиозными темами, <то есть материалом> религиозным, но
не живописным.
Новое Искусство стало работать над материалом живописным, отказалось от всех других материалов, стало развивать свою идеологию.
Но
в Новом Искусстве произошло тоже раздвоение; одна часть пошла по дороге
Супрематизма беспредметного, другая по дороге Конструктивизма, оба
сегодня смешаны и образовали эклектизм. Оба эти направления являются
нашими, но не западными, которые, по словам докладчика
<по> истории Искусств Halle из Вены <, хорошо
известны на Западе; в ее докладе> говорилось о большом влиянии
этих двух направлений1.
Здесь
я бы сказал, что страна наша сейчас явилась страной выводов и
осуществлении на практике таковых. Здесь получил вывод и Социализм, и
Искусство, поэтому Запад может представлять собою целый антикварий
вещей, но вывод остается у нас.
1Халле Фаннина Борисовна, в девичестве Рубинштейн, уроженка Одессы (по
другим сведениям, Прибалтики), австрийская писательница и общественная
деятельница; приехала в СССР в связи с I Всеобщей Германской
художественной выставкой (открылась 18 октября 1924 года в залах
Исторического музея в Москве; после Москвы работала в Саратове, декабрь
1924 — март 1925; затем в Ленинграде, май-июль 1925). Халле читала
доклад в связи с этой выставкой; Малевич писал о докладе и своих
переговорах с Халле в письмах к Эль Лисицкому (см.: Малевич, т. 4, с.
307-311, 314, 316).
1-2-3
Казимир Северинович Малевич. Картина Прачка. | Картина Казимира Малевича Уборка ржи. | Казимир Северинович Малевич. Живопись В поле. |