Проекты оформления премьеры фильма "1905 год" С.Эйзенштейна1
Весь зрительный зал декорирован цветными плоскостями, которые освещаются по очереди цветными лучами электричества.
1. Вариация: при погасших лучах зрители входят в театр и садятся по своим местам, находя свое место по №, который освещается маленькой лампочкой, зал напоминает собою звездную ночь. После того, когда все сядут, постепенно увеличивая силу цвета...2.
*
[{План 1905 г.}]
1) <7 строк густо вымараны> т.е.современности.
2) Перед открытием экрана ораторы произносят [речи <2 слв. нрзб.>, выражают] предположения на будущее.
После окончания экрана <несколько слв. густо вымараны> заканчивают речи.
После разрыва занавеса с изображением <слв. густо вымарано>.
После экрана темнота, и в глубине освещается фигура Нино3втор<ым> светом густо фиолетовым; доведя его до полного света, после чего наступает разрыв завесы и <два слв. густо вымараны> {пантоми<ма>} и говор только <тогда> начинается на кафедрах. Или выход [всех {фильмо<вщиков>}] под освещение, и занаве<с> опускает<ся>. Конец.
Занавес с [кремлевским <слв. густо вымарано>], посреди занавеса светящие<ся> серп и молот. По бокам трибуны светящиеся.
Или после разрыва завес<ы> построи<ть> современность, представи<ть> всю работу, весь Госаппарат за работой.
Правительс<тво> как современность может быть бутафори<ей>.
1Печатается по рукописи в "Записной книжке III. 1924". Архив Малевича в СМА. Инв. № 32. Первый набросок, практически без правки, занимает полстраницы в первой трети записной книжки (листы книжки не нумерованы); второй набросок отделен от первого несколькими десятками разворотов. Во втором наброске наличествуют густо вымаранные нечитабельные строки. Авторское название первого наброска — "План оформления 1905 го<да>"; название второго вымарано и поддается лишь предположительной реконструкции. В настоящем издании второй набросок отделен от первого звездочками. В преддверии празднования 20-летнего юбилея первой русской революции Малевич получил заказ на оформление торжественного заседания в Большом театре, где центральным событием должна была стать премьера кинофильма Сергея Эйзенштейна "1905 год" (впоследствии «Броненосец "Потемкин"»). Хроникальная заметка под заголовком "Празднование 20-летия революции 1905 г." информировала: "Комиссией Президиума ЦИК СССР признано, что в театрах крупных центров Союза центральным спектаклем, посвященным событиям 1905 г., должна быть большая фильма, показанная в особых рамках с ораторским выступлением, музыкальным (сольным и оркестровым) сопровождением. Вопрос о музыкальном оформлении был поручен тт.Красину, Мейерхольду и Плетневу, которые должны были озаботиться подыскиванием композитора и поручить ему написать киносимфонию. В результате обсуждения кандидатуры композиторов совещание признало наилучшим, ввиду краткости срока, поручить составить музыку из произведений Римского- Корсакова, Бородина, Глазунова и проч. Задача эта возложена на Н.С.Голованова, А.Д.Кастальского, Л.Сабанеева и Н.Рославца. Художественную сторону совещание поручило худ. Малевичу (Ленинград). Совещание признало, что намечаемый им торжественный спектакль (кино-фильма в художественном оформлении) в Москве должен быть соединен с центральным торжественным заседанием, посвященным событиям 1905 г Помимо декоративного, светового и музыкального сопровождения, в спектакль этот будут внесены лозунги, оформление которых поручено Бабелю и С.М.Третьякову" (Жизнь искусства. 1925. № 43. 27 октября. С. 20). Торжественное заседание с премьерой кинофильма "1905 год" состоялось в Большом театре 24 декабря 1925 года. Малевич участия в его офрмле-нии не принимал. От первоначального проекта, изложенного в процитированной выше заметке, практически ничего не осталось: «Художественное оформление заседания было поручено художнику Федоровскому, который для этого заседания написал специальный занавес, изображающий разорванное красное знамя и толпы революционеров на фоне этого знамени. В этом первом экране лента иллюстрировалась симфоническим оркестром под руководством Файера, причем музыка была скомпонована из увертюры Литольфа "Робеспьер", увертюр Бетховена "Эгмонт" и "Франческа да Римини" Чайковского» (Парижский вестник. 1926.17 февраля//«Броненосец "Потемкин"»: Сб. / Сост. Н.И.Клейман, К.Б.Левина. М.: Искусство, 1969. С. 192). Об идеях Малевича по художественному оформлению заседания вспоминал позднее сам С.М.Эйзенштейн в главе "О строении вещей" в сочинении "Неравнодушная природа"; см.: Эйзенштейн С.М. Избр. произ.: В 6 т. Т. 3. М.: Искусство, 1964. С. 68. См. также; Шатских A.C. Постановки и проекты уновисского "нового театра" // Русский авангард 1910-х — 1920-х годов и театр. СПб.: Государственный институт искусствознания; изд. "Дмитрий Буланин", 2000. С. 131-133. Следует отметить, что наброски проектов оформления премьеры фильма "1905 год", созданные не ранее октября 1925 года, позволяют более точно датировать "Записную книжку III", отодвинув ее верхнюю хронологическую рамку к концу 1925 года. Название дано составителем. Датируются осенью 1925 года. В типографском воспроизведении публикуются впервые.
2На этом запись обрывается.
3Нино — Агаджанова Нина Фердинандовна (1889-1974) — сценарист кинофильма "1905 год" («Броненосец "Потемкин"»), жена К.И.Шутко, друга Малевича.
Портрет рабочего (Краснознаменец Жарновский). | Мужской портрет. | Казимир Северинович Малевич. Картина Работница. |