БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

1 - 2

Художественно-научный фильм "Живопись и проблемы архитектурного приближения новой классической архитектурной системы"1

Девятнадцатый век знаменует собой разноликость видов Искусства. С живописного импрессионизма начинается, собственно говоря, быстрая смена точек зрения на Искусство в художественном мире, благодаря чему конец <...> девятнадцатого и начало двадцатого века изобилуют огромным количеством измов, т.е. разными течениями и направлениями в живописном Искусстве.

Живописное Искусство одно из видов Искусства, которое наибольше всех <в>стало на путь деформации всех установленных точек зрения. С половины девятнадцатого века до начала двадцатого живописцы проделали глубокие разведки по существу дела, в силу чего возникли течения и направления. Таким образом, мы имеем сейчас около 15-ти измов, из которых наиглавнейшую роль должен занять кубизм. В истории архитектурной проблемы с кубизма в одной из его стадий развития мы можем считать, что новая архитектурная проблема проистекает. Эта стадия мною определяется 4-й, т.е. тот момент, когда художник-живописец приходит к построению своей живописной концепции в пространстве, в которой он устанавливает разнообразные материалы, связывает их, конструирует. Конечно, это были чистые абстрактные подборы материалов в их живописном отношении и ощущении. Возможно, не имеющ<ими> в виду ту возможность, которую выдвинули люди с архитектурным ощущением.

Показать рельеф Пикассо.

По этой линии мы видим только зародыши пространственного строения материалов, которые в дальнейшем переносятся художниками на утилитарный путь и становятся впоследствии конструктивным Искусством, сначала абстрактным, а потом конкретным, поставившим себе в цель и сообразность чисто утилитарную работу, вытекающую из потребности дня.

Показать конструктивистические здания.

Дальше идет новое направление, которое я называю Супрематизмом. Сначала это направление стоит на живописной линии (цветопись); двухмерное выражение ощущений потом переходит в трехмерное объемное выражение тех же ощущений.

Супрематическое направление делится на две стадии, двухмерно<го> и трехмерного выражения (плоскость и объем); в последней стадии, объемной, он<о> создает новый элемент, в силу чего создает<ся> и предархитектурное отношение этих элементов, т.е. архитектоника.

Листы сценария Живопись и проблемы архитектурного приближения... (1927 г.)



1. Показать развитие супрематич<еской> клетки квадрата, плоскост<ь> разр<ешена> по ощущения<м>.

2. <Показать> архитектонику как проблем<у>.

3. <Показать> архитектуру в жизни.

Иллюстрация 1



№ 3. Круг занимает свое место в известном пространстве, черный круг становится сдвинутым с центра, зеленый продвигается к краю границ пространства и белый вверху с ощущением динамическим.

Иллюстрация 2



№ 4. Изменение вида круга {и} окрашивание на черный и белый и красный черный.

Иллюстрация 3


1Печатается по факсимильному воспроизведению рукописи (3 л., чернила, рисунки). Сценарий, представляющий собой рукопись на трех листах со схематическими цветными рисунками, хранится в собрании Чвиклицер, Баден-Баден, Германия. Сценарий был написан Малевичем предположительно в СССР для научно-популярного мультипликационного фильма. Перед отъездом на Запад художник сообщал в письмах жене, Н.А.Манченко, посланных из Москвы в Ленинград, о своих деловых визитах на студию "Союзмультфильм" (эти сведения любезно были предоставлены А.А.Шумовым). В архиве ФХЧ хранится письмо Малевича к своим помощникам-ассистентам Н.М.Суетину и В.Т.Воробьеву с распоряжениями по поводу предполагаемых съемок в б.Гинхуке данного мультипликационного фильма; письмо было послано из Москвы в последнюю неделю февраля, перед отъездом в Варшаву 1 марта 1927 года. Вместе со всем своим архивом Малевич вывез проект в Европу. Встреча в Берлине с одним из родоначальников "беспредметного кинематографа", Гансом Рихтером (1888-1976), и просмотр его лент утвердили художника в мысли, что немецкий кинорежиссер смог бы реализовать этот сценарий. Однако никаких переговоров с Рихтером Малевич не сумел провести из-за языкового барьера и в силу краткости пребывания в Берлине. Получив от советских властей в конце мая отказ на просьбу продлить визу, Малевич приложил к готовому сценарию записку: "Для Ганса Рихтера" (помета эта была сделана на отдельном листке). Сценарий был обнаружен в конце 1950-х годов Вернером Хафтманном при разборе архива Малевича, оставленного в Берлине в 1927 году на попечение семейства фон Ризен. Ганс Рихтер, поставленный в известность об обнаружении данного сценария, не смог припомнить эпизода сотрудничества с Малевичем, о чем откровенно написал в своих мемуарах (см.: Hans Richter. K?pfe und Hinterkopfe. Zurich, 1967. S. 101-109.). Однако и доныне исследователи ошибочно полагают, что данный сценарий возник у Малевича в процессе сотрудничества с Гансом Рихтером. В конце жизни, в 1970 году, Рихтер приступил к созданию анимационного фильма по сценарию Малевича, однако этот проект осуществлен не был. Разработки Рихтера хранятся ныне в специальной коллекции архива Фонда Гетти в Лос-Анджелесе: среди них — режиссерский сценарий, слайды, негативы и два десятка катушек с 16-миллиметровой пленкой разнообразной длины, на которой засняты отдельные фрагменты фильма. Впервые текст сценария в факсимильном варианте и в переводе на французский язык был опубликован в изд.: Czwiklitzer С. Lettres autographes des peintures et sculptures. Basle, 1976. R 487-488. На русском языке в типографском варианте сценарий был впервые опубликован в изд.: Малевич К. Художественно-научный фильм "Живопись и проблемы архитектурного приближения новой классической архитектурной системы" / Публ., подгот. текста и коммент. А..С.Шатских // Малевич. Классический авангард 3. Витебск: Сб. / Сост. Т.В.Котович. Витебск: Областной краеведческий музей, 1999. С. 33-40. Здесь же была изложена история создания сценария, задуманного до поездки в Европу, и откорректировано ошибочное представление о сотрудничестве русского авангардиста и немецкого кинорежиссера. В витебской публикации сценария в силу типографских трудностей и по другим, не зависящим от публикатора обстоятельствам был допущен ряд опечаток и неточностей, В настоящем издании сценарий публикуется в соответствии с текстологическими принципами, принятыми составителем при издании всех пяти томов Собрания сочинений. Графические цветные рисунки из-за технических условий воспроизводятся в черно-белом варианте. Название авторское. Датируется весной 1927 года.

Предыдущая глава

1 - 2


Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Петроград-Ленинград (1923-1927) > Художественно-научный фильм "Живопись и проблемы архитектурного приближения новой классической архитектурной системы"
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.