Хлебников
1 - 2
Строй этот назвал поэтическим порядком. Он рассчитал их бег во времени, распределив время предметам так, что они приходят друг к другу, пересекают, останавливаются в указанных узлах ритмического времени, не теряя своего утилитарного действия.
Такова поэзия целиком умна, как академический живописный реализм, как весь практический предметный мир.
Если этот вывод считать сущностью поэзии, а жизнь практическую ее содержанием, то заумь не есть поэзия.
Заумной поэзии не может быть.
Тогда Крученых и Хлебников не поэты там, где строй заумный существует. Поэзия там, где идет поэтическое охудожествление практического мира.
Если же поэт свободен и волен создать свое поэтическое слово, свой чистый поэтический ритм, помимо неуклюжих слов практического языка, если волен построить свое поэтическое время, волен быть в вихре своего возбуждения, тогда Крученых заумный поэт.
Его будетляне ушли по-за пределы умных, практических государств, как живописцы ушли из умного академического реализма предмета.
Мои современники являются созвездием заумного, внекультурного строя живого духа.
Мои современники видят новую эпоху человека в идущем к уму заумного созвездия.
Свободные кометы иногда попадают в плен миру, который включает их в свою систему.
Так случилось, что некоторые современники мои попались в плен земле. Велемир Хлебников был одной из комет, вовлеченный землею в свою систему событий, ума, чисел, языка.
И мне показалось, что Хлебников не был пленен и выведен из своего свободного строя, лежащего в заумности, а, наоборот, бежал к земле, как ее неотъемлемая по роду частица ума.
Пытался или принес "Доски судеб", чертежи будущих на ней событий, и когда случай, рок и судьба будут ясны, как для астронома затмение луны.
Его поэзия тоже принадлежит уму.
Каждая построенная им буква есть нота песни обновленного практического мира.
Тот же ум, перемещающийся в новые формы. В книге "Зангези", в плоскости первой, подражание языку птиц. В плоскости второй боги и богини заговорили непонятными словами между собой.
Общежитие стало в тупик, что Юнона заговорила: "пирара, пируруру, бузро, вичиоло", Эрот — "эмч, амч, умч"1.
Если бы подслушал этот разговор Сократ, то сказал бы народу: "Боги сошли с ума, перешли в заумь".
Общежитие посчитало, что Хлебников перешел в заумь и стал альфой заучного созвездия, альфой футуризма.
Но поскольку я знаю созвездие футуризма, созвездие
беспредметности и зауми, альфа Зангези не принадлежит им.
Скорее принадлежит созвездию земли.
Зангези умен.
Зангези из корня чисел, слов земного счета.
Календарь событий вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня. Первый листок сорван им.
И на этом альфа Зангези кончает свое дело и тухнет потому, что в открытой им "Доске судьбы" не сумел предотвратить начертанный чертеж, оставив дело это Бете.
1Неточные цитаты из "сверхповести" "Зангези".
Следующая глава
1 - 2
Живопись Казимира Малевича Косарь. | Живопись Казимира Севериновича Малевича Женщина с ведрами. | Казимир Северинович Малевич. Картина Прачка. |