БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    Хлебников

    1 - 2

    Строй этот назвал поэтическим порядком. Он рассчитал их бег во времени, распределив время предметам так, что они приходят друг к другу, пересекают, останавливаются в указанных узлах ритмического времени, не теряя своего утилитарного действия.

    Такова поэзия целиком умна, как академический живописный реализм, как весь практический предметный мир.

    Если этот вывод считать сущностью поэзии, а жизнь практическую ее содержанием, то заумь не есть поэзия.

    Заумной поэзии не может быть.

    Тогда Крученых и Хлебников не поэты там, где строй заумный существует. Поэзия там, где идет поэтическое охудожествление практического мира.

    Если же поэт свободен и волен создать свое поэтическое слово, свой чистый поэтический ритм, помимо неуклюжих слов практического языка, если волен построить свое поэтическое время, волен быть в вихре своего возбуждения, тогда Крученых заумный поэт.

    Его будетляне ушли по-за пределы умных, практических государств, как живописцы ушли из умного академического реализма предмета.

    Мои современники являются созвездием заумного, внекультурного строя живого духа.

    Мои современники видят новую эпоху человека в идущем к уму заумного созвездия.

    Свободные кометы иногда попадают в плен миру, который включает их в свою систему.

    Так случилось, что некоторые современники мои попались в плен земле. Велемир Хлебников был одной из комет, вовлеченный землею в свою систему событий, ума, чисел, языка.

    И мне показалось, что Хлебников не был пленен и выведен из своего свободного строя, лежащего в заумности, а, наоборот, бежал к земле, как ее неотъемлемая по роду частица ума.

    Пытался или принес "Доски судеб", чертежи будущих на ней событий, и когда случай, рок и судьба будут ясны, как для астронома затмение луны.

    Его поэзия тоже принадлежит уму.

    Каждая построенная им буква есть нота песни обновленного практического мира.

    Тот же ум, перемещающийся в новые формы. В книге "Зангези", в плоскости первой, подражание языку птиц. В плоскости второй боги и богини заговорили непонятными словами между собой.

    Общежитие стало в тупик, что Юнона заговорила: "пирара, пируруру, бузро, вичиоло", Эрот — "эмч, амч, умч"1.

    Если бы подслушал этот разговор Сократ, то сказал бы народу: "Боги сошли с ума, перешли в заумь".

    Общежитие посчитало, что Хлебников перешел в заумь и стал альфой заучного созвездия, альфой футуризма.

    Но поскольку я знаю созвездие футуризма, созвездие

    беспредметности и зауми, альфа Зангези не принадлежит им.

    Скорее принадлежит созвездию земли.

    Зангези умен.

    Зангези из корня чисел, слов земного счета.

    Календарь событий вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня. Первый листок сорван им.

    И на этом альфа Зангези кончает свое дело и тухнет потому, что в открытой им "Доске судьбы" не сумел предотвратить начертанный чертеж, оставив дело это Бете.


    1Неточные цитаты из "сверхповести" "Зангези".

    Следующая глава

    1 - 2


    Казимир Северинович Малевич. Картина Воин.

    Портрет Казимира Малевича Женский портрет.

    Геометризованная человеческая фигура. Верхняя обложка. Трое.

    Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Петроград-Ленинград (1923-1927) > Хлебников > Современники видят новую эпоху человека
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.