1 - 2
Удальцова Надежда Андреевна1
Причастность к Искусству была у матери, в самой же семье сильно<е> пристрастие к Искусству живописному было у сестры Удальцовой2, <у> котор<ой оно> под напором волнений исканий разрешения волевых живописных вопросов окончилось острым помешательством и смертью. Надежда Андреевна является в семье второй сестрой, которая также ищет удовлетворения своей нервной потребности в формах Искусства, которые она> находила в живописном проявлении. С раннего возраста воспринимала природу не в рисунке графическом, но цветно, это было не рисование, а цветные взаимоотношения.
Детство и юные годы. Жизнь Надежды Андреев<ны> проходила в семье и была замкнутой и чуждой художественному миру. После окончания гимназии Над<ежда> Андр<еевна> готовилась поступить в университет на Исторический факультет. Это было в 1906 го<ду>, в конце же года план изменяется, и Н<адежда> Андр<еевна> поступает в школу художника Юона, не руководствуясь никакими соображениями принципиального характера, но однако работа происходит один год.
<В> 1908 году впервые было знакомство с собраниями Сергея Ивановича Щукина.
Посещение галереи не осталось без воздействия. Самое большое воздействие оказал Гоген, воздействие было оказано тем, что его работы не были похожи на натуру, это и послужило толчком к поискам оформлений своих внутренних нервных раздражений. Сезанн не оказал воздействия. Здесь как нельзя лучше <можно> усмотреть логику развития живописной нервной деятельности. Нужно обратить внимание, что H.A. в своем детстве и юношестве воспринимала натуру цветно, никаких живописных соединений не было. Юон совершенно случайное явление, которое тоже не оказало никакого влияния на нервную систему H.A. В этом нужно усмотреть то, что студия Юона все же больше относилась к выработке живописи, нежели цветописи или цветной декоративности. Также и в галерее С.И.Щукина воздействует не Сезанн, но Гоген, причем <это> нужно связать со строем нервной цветной восприимчивости, которая была сильно развита у Гогена в форме цветно-декоративного оформления.
1909 год проходит уже больше дома, работа оформляется Гогеном, но в процессе этой работы выясняется потребность движения к реализму. Эта потребность уясняется через Ван Гога, который понимается как импрессионист, вскрывающий натуру в ее действительном виде, и таким образом Гоген рисуется <уже> цветно-декоративным, т.е. <воздействуем искуственным отношением к натуре, натурализируя натуру в цветно-декоративном оформлении.
В поисках реализма под этими уже двумя влияниями проходит 1909 год в бурном строении.
<В> 1910 год<у,> т.е. через два года после первого знакомства сСезанном, Сезанн начинает оказывать влияние и покойно действуем на нервную систему. В этот период выдвигается вопрос о рисунке и композиции.
1911 год. Работа развивается над пейзажем, натюрмортом и портретом под влиянием Сезанна, работы сопровождаются неудовлетворенностью натурой, <проявляется> сильное стремление к определению формы.
1911 год. ВиделаМатисса, который опять воздействова<л> на нервную систему в цветном ее восприятии, которое и ставило Н<адежду> Андр<еевну> в положение изучения цвета, которого не было у других мастеров. Здесь произошел сдвиг в прошлое, к Гогену и вообще к цветному возврату, но это только было временное <явление>, процесс внутреннего переживания <происходил>, не обнаружившись в проявлении.
Но все же последнее ее заставляет ехать в Париж <для> изучени<я> формы и цвета.
<В> 1912 год<у> H.A. поступает в мастерскую Ле Фоконье и Метценже. Таким образом, новое обстоятельство увлекает ее от Матисса в сторону живописного Кубизма, где она знакомится с формою и соответствующей ей живописью. Выводом этой школы — явился Пикассо.
1913 год. Возвращается в Россию и работает дома. Кубизм. Создается среда — Попова, Татлин, Малевич, Экстер, Маяковский, Розанова, Пуни (Татлин в это время привез материальн<ые> рельефы от Пикассо3).
1914 <год>. Работа происходит в той же среде.
1915 год. Та же среда устраивает выставку 0.10, и Удальцова переходит в 4-ю стадию Кубизма, контр-рельефы.
1916 год. Производит работы контр-рельефные, и <перед ней> становится вопрос о рельефе и плоскости, т.е. беспредметны<х> строения<х> и их цветовом характере. Опять возникает вопрос о<б> изучении цвета.
1917 год. Вопрос разрешается в пользу плоскостей и цветности и наступает отказ от Кубизма и рельефа; таким образом, через три года влияние Супрематизма оказало свое действие. Здесь наступил самый энергичный ходи развитие деятельности нервной весовой чувствительности.
С конструированием весовых грузов в кубизме было достигнуто <разрешение>, но вслед за этим <явился вопрос о> распределени<и> Супрематического веса в Супрематизме как освобождении его в пространстве на белом фоне; были сдела<ны> попытки в холсте "Цирк"4, но осилить до конца эту систему не удалось, почему и совершился отказ от Супрематизма.
1918-<19>19 год проходит в революционной деятельности.
1Печатается по рукописи из "Записной книжки III. 1924" (9 страниц, чернила). Архив Малевича в ОМА. Инв. № 32. Впервые опубликовано Тр.Андерсеном в пер. на англ. яз. в изд.: Malevich, vol. IV, p. 128-133. В архивной книжке содержатся пять эссе Малевича, так называемых "диагнозов", посвященных анализу творческого развития его современников, НАУдальцовой, Л.Я.Зевина, П.П.Кончаловского, Р.Р.Фалька, И.В.Клюна; шестой "диагноз" не был "поставлен" в настоящей книжке, Малевич написал только заголовок, "Лев Александрович Юдин". Среди данных текстов есть страницы со схематическими рисунками. Статьи идут вразброс по всей книжке, первая отделена от второй, а вторая от третьей многими десятками листов; однако три последних следуют одна за другой. В наст. изд. тексты объединены в своеобразный цикл, в котором сохранена последовательность их размещения в записной книжке. Первая запись-"диагноз" была посвящена анализу творческого развития Н. А. Удальцовой с точки зрения разрабатываемой Малевичем теории прибавочного элемента в живописи. Удальцова Надежда Андреевна (1886-1961) — живописец. Обучалась в школе К.Юона, студии К.Киша в Москве (1906-1911); в 1912-1913 годы занималась в Париже в академии La Palette под руководством А.Ле Фоконье, Ж.Метценже и А.Дюнуайе де Сегонзака. В 1913 году работала в студии В.Татлина на Остоженке в Москве. Участвовала в выставках левых художников; в 1916-1917 годах входила в общество "Супремус". Об Удальцовой см.: Удальцова Н. Жизнь русской кубистки. Дневники, статьи, воспоминания. М.: RA, 1994. Анализ Малевича имеет авторский заголовок: "Удальцова Надежда Андреевна 1907-<19>24 г<оды>". Ниже идет запись в две строки: "Нужно построить цветной график колебания цветово<й> волны". Эти строчки и даты в названии сняты в наст. изд. Название авторское. Датируется второй половиной 1924 года. В типографском воспроизведении по-русски публикуется впервые.
2Прудковская Людмила Андреевна (1889-1918) — художник.
3Визит Татлина в мастерскую Пикассо состоялся не в 1913, а в 1914 году. См.: Стригалев А. О поездке Татлина в Берлин и Париж// Искусство. 1989. № 2. С. 39-44; № 3. С. 26-31.
4Произведение с названием "Цирк" в наследии Удальцовой не числится; не исключено, что картина была уничтожена автором.
Предыдущая глава
1 - 2
Портрет Казимира Малевича Автопортрет. | Картина Казимира Севериновича Малевича Супрематизм. | Картина Казимира Малевича Женская голова в профиль. |