Лев Яковлевич Зевин1
Лев Яковлевич Зевин был:
1)На испытании направления. С 18<-го> го<да> работ<ал> у Шагала. Свои работы живописные производил под влиянием Пикассо. Кубизм, Шагал не оказывал влияния.
2)С Сезаннизмом не был знаком. Кубистичес <кое> явление прошло скорее Сезанновско<го> характерам и он был захвачен им.
3)19<-й> год. Перешел работать ко мне и работал два года.
С появлением моего метода Зевин был побужда<ем> продолжить познавание Кубизма, и это было его логическим решением.
4)Про <слв. нрзб.> 1-й стадии Кубизма был живописный период, но когда перешел во 2-ю стадию, он почувствовал чисто графические обстоятельства, и это мож<но> было считать за причину, творящую затор для живописного развития.
Произошел процесс рассуждения, теоретический анализ.
Зевин ушел в мастерскую Сезанновскую2, но вскоре опять перешел в Кубистическую3и <продолжил работу> в более чистом виде восприятия систем<ы>, но через некоторый период.
Внутренняя борьба <с> живописн<ым>. Рисунок был органическим.
Когда он делал рисунки, то это было как бы органическим, но когда возникали краски живопис<и>, то встре<тились> затруднени<я> в выражени<и> в этих формах живописи.
После этого было решение <Зевина> уже возврат<иться> в живопись, и конечно, принцип Сезанна был основой всей деятельности <его учителя> Фалька.
1Печатается по рукописи из "Записной книжки III. 1924" (2 страницы, чернила). Архив Малевича в СМА. Инв. № 32. Запись-идиагноз", посвященная анализу творческого развития Л.Я.Зевина с точки зрения разрабатываемой Малевичем теории прибавочного элемента в живописи. Зевин Лев Яковлевич (1903-1942) — художник, уроженец Витебска. В отрочестве ученик Ю.М.Пэна, затем Марка Шагала, Веры Ермолаевой, Казимира Малевича, Роберта Фалька в Витебском Народном художественном училище (затем Витебском Художественно-практическом институте). По приглашению Фалька поступил во Вхутемас (1921-1925). О Зевине см.: Шатских A.C. Витебск: Жизнь искусства. 1917-1922. М.: Языки русской культуры, 2001 (по именному указателю). Название дано составителем по первым словам записи. Датируется второй половиной 1924 года. В типографском воспроизведении публикуется впервые.
2Сезанновской мастерской в Витебском институте называли мастерскую, руководимую Р.Р.Фальком.
3Кубистическую мастерскую в Витебском институте вели Вера Ермолаева и Нина Коган.
Казимир Северинович Малевич (Май 1930 г.) | Косарь (Малевич К.С.) | Л. М. Лисицкий и К. С. Малевич. Лето 1920 года. Витебск |