БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Иван Васильевич Клюн1

1912 г. Кувшин; в поле зрения Брак ("Золот<ое> руно")2.

1913 г. Граммофон3. Пильщик, голов<а>4. Автопортрет5. В поле зрения Гри, Пикассо, Леже.

1914 <г.> Пробегающий пейзаж6. Кинетика. Озонатор7. Местные обстоятельства. Точильщик. Аргентинская полька8.

1915 <г> Супрематические.

1) Поездки в провинцию; получает новую силу; надо разуметь не отдых, а освобождение от множества элементов, которые затемняют суть дела. По приезде суть дела остается чистой, ясны все ее элементы, и жив<описец> берется с новой силой за вещь, доводя ее до высшего предела.

2) Продолжительность жизни в провинции, воздействие ее начинает действовать, и появляется желание писать природу так же физично; нельзя работать Кубизм, и обратно.

Культуру прошел главным образом нового Искусства. Кубизм. Иконный подход. Андрей Рублев. Прерафаэлиты.

<19>16 <г> Супре<матизм>.

<19>17 г. Исследование элементов живописи в Супрематизме -цвет требует своей формы. Субъектив<но->индивиду<альная> зависимос<ть>; один воспринимает красны<й> в форме квадрата, друго<й — > красны<й> в <форме> круг<а>.

<19>18 г., <19>19 <г>, <19>20 <г.> Работа педагогическая, наблюдения за живописью в процессе преподавания худож<ественных> дисциплин.

<19>21 <г> Идет работа по уклонению от конкретно<й> формы Супрематизма. Конкретн<ое> понима<ние>, резкое очерчивание границ формы.

<19>22 <г.>, <19>23 <г.> Опытные работы по исследованию света как элемента в Искусстве живописном в работах.

<19>24 <г> Закончил предыдущ<ую> работ<у>.


1Печатается по рукописи из "Записной книжки III. 1924" (2 страницы, чернила). Архив Малевича в СМА. Инв. № 32. Впервые опубликовано Тр.Андерсеном в пер. на англ. яз. в изд.: Malevich, vol. IV, p. 134-135. Запись-"диагноз", посвященная анализу творческого развития И.В.Клюна с точки зрения разрабатываемой Малевичем теории прибавочного элемента в живописи. Клюн (Клюнков) Иван Васильевич (1873-1943) — живописец. Занимался в школе Ф.И.Рерберга (с 1906 года), где познакомился с Малевичем. О Клюне см.: Клюн И.В. Мой путь в искусстве. Воспоминания, статьи, дневники / Сост., автор вступ. ст. и коммент. А.Сарабьянов. М.: RA, 1999. Даты произведений в нижеследующих примечаниях приводятся составителем в соответствии с современными музейными датировками работ И.В.Клюна. Название авторское. Датируется второй половиной 1924 года. В типографском воспроизведении по-русски публикуется впервые.
2И.В.Клюн. Кувшин. 1913. Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник.
3И.В.Клюн. Граммофон. 1914. Государственный Русский музей.
4И.В.Клюн. Голова пильщика (Кубизм). 1913(?). Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.Коваленко.
5И.В.Клюн. Автопортрет. 1914. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.
6И.В.Клюн. Пробегающий пейзаж. Около 1914. Вятский областной художественный музей имени A.M. иВ.М.Васнецовых.
7И.В.Клюн. Озонатор. 1914. Государственный Русский музей.
8В предложениях: "Местные обстоятельства. Точильщик. Аргентинская полька" — речь идет о произведениях самого Малевича. С идентификацией первого произведения трудностей нет — это кубофутуристический "Точильщик (Принцип мелькания)", 1912, Картинная галерея Польского университета, США. С идентификацией второй работы дело сложнее. Ее название с первого взгляда отсылает к известному произведению "Аргентинская полька" (1911, находилось ранее в собрании Ж.Ж.Абербах, США). Клюн, описывая собственные произведения "кинетического кубизма", также упоминал в связи с ними "Аргентинскую польку" Малевича: "По принципу кинетического кубизма мною написана картина "Пробегающий пейзаж" — пейзаж из окна вагона быстро движущегося поезда. По этому же принципу Малевич написал свою "Аргентинскую польку". К данному абзацу А.Д.Сарабьяновым, составителем книги И.В.Клюна "Мой путь", сделано примечание: "Клюн ошибочно относит картину "Аргентинская полька" (1911, частная коллекция, Нью-Йорк) к кинетическому кубизму, тогда как она сделана в традициях неопримитивизма" (Указ. соч., с. 474, примеч. 84). Однако сам Малевич в настоящем эссе объединяет контекстом "кинетика" и картину "Точильщик", написанную по принципу "кинетического кубизма", и картину "Аргентинская полька". Это заставляет предположить, что существовало кубофутуристическое произведение Малевича под названием "Аргентинская полька", о котором пишет как Клюн, так и сам автор.

Предыдущая глава

Следующая глава


Самовар (Малевич К.С.)

Экипаж в движении. Трое. (Малевич К.С.)

Мотивы для супрематической ткани.

Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Петроград-Ленинград (1923-1927) > Иван Васильевич Клюн
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.