БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Фальк1

"Вишневое дерево"21907 г. Обстоятельства этой работы были импрессионистические вообще, но самое сильное воздействие на живописную деятельность оказывалВан Гог, по<д> воздействием которого и была организована живописная деятельность изображ<ения> "Вишневое дерево". Сезанновского ничего не было.

1909. "Автопортрет" (выстав<ка> "Зол<отое> руно")3. В поле зрения стоит Гоген, живописная деятельность в этом моменте начинает подчиняться двум организующим силам, Ван Гога и Поля Гогена. Живописный станковый и декоративный моменты.

1910. "Домики поддеревом" ("Бубнов<ый> вал<ет>"). В поле зрения Сезанн ("Женщина за столом", 1912), "Старик" 13<-го> года тоже4.

<19>15, <19>17, <19>18 г<оды> — раб<оты находятся> в Муз<ее> Худ<ожественной> Кул<ьтуры в> Ленинграде.

Сезанн не выходит с поля зрения и сильно влияет на организацию живоп<исной> деятельности, хотя у автора начинает проявляться протестующие проявления.

Но этими протестующими проявлениями нужно все же признать появление организующей силы серповидной кривой кубизма, совершенно не ясной причины протеста для автора, протест и вызывает этот прибавочный элемент. Причем при опросе автора им было подтверждено, что в поле зрения стояли Пикассо и Брак.

<19>19 год. Нет работ. Затем наступают работы так называемого автором "Период<а> крымск<ого>"5. Одним и<з> случаев в этом периоде имел место тот, что когда в нем установилась "исконная" живописная деятельность, которая выражалась в организации живописной не в дивизионистической форме, но под влиянием революционной борьбы, когда провинциальный быт отношений был нарушен в своей симметрии, в Фальке возобновилось желание вновь вернуться к дивизионизму с полем зрения Пикассо. <19> 18 год.

<В 19>20 году <у> Фальк<а> живописная деятельность, по признанию автора, проходит вне всяких влияний, <это> освобожденный период от прибавочных элементов, но свое индивидуальное все же не выражено резко, но слабо. И тут же автор при дальнейшем опросе высказал, что "Девушка с папиросой"6и "Девушка в платье"7пишутся под воспоминанием мастеров с преобладанием особого отношения кСезанну, но все же Сезанн понимается по-иному, нежели раньше. Таким образом, в <19>20 году живописная деятельность начинает развиваться под действием элементов многих прибавочных элементов других культур и наступает эклектическое состояние, которое и пытается автор организовать под видом особого понимания Сезанна, т.е. в этом особом процессе и есть попытка привести все воспоминания <о творчестве> мастеров к одному прибавоч<ному> эл<ементу> Сезанна, а под особым пониманием организовать уже живописную массу, полученную от эклектизма, смешения в свою личную форму оформления, в силу чего выводом и явилась задача работать над овладением материалом зрения и методом его реализации. Совершенство этих задач разделяется на скрытый метод, и раскрытый скрытый метод есть высшая степень достижения мастера в живописной организованности.

<19>21 год. "Мужчина в плаще"8. Прибавочный элемент Рембрандта, но огромным довлеющим организующим элементом является то особое понимание Сезанна, на котором автор базирует свое живописное поведение. Это мое заключение расходится с <собственным мнением> автор<а>, который его не видит.

< 19>22. "Женщина в красном лифе"9.

<19>23. "Фруктовый сад"10.

<19>24. "Женщина в боа", последняя работа11.

<19>24. "Двойной портрет"12.

"Женщина в боа" при осмотре сразу мне указала обстоятельство, в котором находилась энергия цветная Фалька. Это обстоятельство было Ренуаровское (щетинно-образное, вид прибав<очного> элемента). При осмотре всех работ <19>22, <192>3, <192>4 год<ов> и опросе автор высказал, что во всех работах в поле зрения были: "Ренуар, Клод Моне, Сезанн, Шарден, Ватто,Веласкез, <Эль> Греко, Тициан". Здесь нужно разуметь, что все перечисленные есть эклектический живописный материал, из которого автор строит свою живописную деятельность.


1Печатается по рукописи из "Записной книжки III. 1924" (2 страницы, чернила). Архив Малевича в СМА. Инв. № 32. Впервые опубликовано Тр.Андерсеном в пер. на англ. яз. в изд/. Malevich, vol. IV, p. 125-127. Запись-"диагноз", посвященная анализу творческого развития Р.Р.Фалька с точки зрения разрабатываемой Малевичем теории прибавочного элемента в живописи. При работе Малевич пользовался сведениями, помещенными в каталоге персональной выставки Фалька в Государственной Третьяковской галерее (см.: Р.Р.Фальк: Каталог выставки картин. Март-апрель 1924 г. М.: Книгоиздательство "Творчество", 1924). Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958) — живописец, педагог. О Фальке см.: Фальк Р.Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и примеч. А.В.Щекин-Кротова. М.: Советский художник, 1981. О взаимоотношениях Малевича и Фалька см.: Шатских A.C. Витебск: Жизнь искусства. 1917-1922. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 163-165 (гл. "Фальк и Малевич"). Составитель выражает искреннюю благодарность за консультации научному сотруднику Государственной Третьяковской галереи Ю.В.Диденко, готовящей к изданию каталог-резоне живописных произведений Фалька. Название авторское. Датируется второй половиной 1924 года.
2Р.Фальк. Вишневое деревцо. 1907. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург.
3Р.Фальк. Автопортрет (Автопортрет на фоне крыш). 1909. Холст на картоне, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург.
4Р.Фальк. Пейзаже домиками. 1910. Холст, масло. Под названием "Дворик" ныне в Государственной Третьяковской галерее. В каталоге первой выставки "Бубнового валета", Москва, 1910-1911, числится под номером 208. Р.Фальк. Женщина за столом (Лиза с глиняным кувшином). 1912. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург. Р.Фальк. Старик. 1913. Холст, масло. Государственный Русский музей.
5В 1914-1916 годах Фальк исполнил в Крыму ряд пейзажей, портретов, натюрмортов.
6Р.Фальк. Девушка с папиросой. 1920. Местонахождение неизвестно.
7Предположительно под названием "Девушка в платье" Малевич имеет в виду картину Р.Фалька "Женщина в платке", 1920, местонахождение ныне неизвестно (в вышеупомянутом каталоге персональной выставки 1924 года числится под номером 58).
8Р.Фальк. Мужчина в плаще (Автопортрет). 1921. Местонахождение неизвестно.
9Р.Фальк. Женщина в красном лифе. 1922. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
10Р.Фальк. Фруктовый сад. 1923. Местонахождение неизвестно.
11Р.Фальк. Женщина в боа (Портрет матери; Портрет Марии Борисовны Фальк). 1924. Холст, масло. Частное собрание, США.
12Р.Фальк. Подруги. Двойной портрет (Н.И.Свешникова и Г.А. Назаревская). 1924. Холот, масло. Государственный музей изобразительных искусств Каракалпакии, Нукус.

Предыдущая глава

Следующая глава


Картина Казимира Севериновича Малевича Неприятель.

Белье на заборе (Малевич К.С.)

Крестьянки в церкви (Малевич К.С.)

Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ > Петроград-Ленинград (1923-1927) > Фальк
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.