Ответ Л.С.Сосновскому
1 - 2
Д.Мережковский, например, в "Русском слове" <19>14 года, "критикуя" футуристов, предлагает другое техническое орудие, он говорит массам буржуазным: "Грядущий Хам идет, встречайте же его, господа культурники, академики, встречайте грядущего Хама, он плюет Вам в глаза, Вы скажете, Божья роса. Вы, господин Струве и Валерий Брюсов, впустили Хама в этот чисто выметенный дом Русской мысли, и вам от футуристов не уйти"1.
Дальше говорит, <что> победить футуризм тогда можно, когда есть Истинный царь, только с Истинным царем можно сказать рабу на царстве: "Ты не царь, а Хам" ([стильно, научно, лирично] поэзия).
Как видно, что Мережковский в свиньях мало видал толку, а больше надеялся на Истинного царя.
А "Биржевые ведомости", те прямо от критики к решительным мерам <призывали>, правда, лишенным лирики и поэзии, но зато радикальн<ым>: "Бей эту сволочь, коли копьями, толкай ногами в подвал, чтобы они не показывали свою вонючую голову и не отравляли нам воздух"2. И все это почему _ потому что и тогда беспредм<етное> Искусство не пахло современностью.
Что же касается Кубизма, то "Русские ведомости" писали, что Кубизм — рецепт не только для гибели Искусства, но и всего человеческого бытия (спасайся кто может)3.
Вот как нужно критиковать, г.Сосновский, не так, как вы, Ваша критика нежна, что пудра Коти.
А <вот> что пишет критик Богуславский в "Правде" № 224 — <19>21 г.: "Футуристы и прочие нахлебники находят себе приют под теплым крылышком Наркомпроса. Их нужно немедленно сбросить с плеч Государства"4. Куда же их сбросить? Благодаря это неясности предложения пока что нас, беспредметников, живьем сбросили в {Государственный>} Ин<ститут> И<стории> И<скусств> для очищения грехов5.
Таким образом, ни в том, ни в этом царстве "несть спасения беспредметникам" до тех пор, пока они не покаются и на своих холстах не дадут ["здоровые"] лики.
Во временаБенуа-Мережковского, в век старого эстетизма любили "Леду с гусаком", правда, социально не проработанн<ых>. А новый тип эстета любит с косой [комсомолку] и крестьянина с косой с социальной проработкой.
Нет, г.Сосновский, содержите себе сами "Леду с гусаком", но Искусство освободите; наоборот, за "Ледой с гусаком" никогда массы не узнают Искусства.
Мне становится странным, почему г.Сосновский стремится восстановить массы против той или другой группировки художников, напр<имер>, группировок ОСТ, "Бытие". Во-первых, это новые группировки, ничего общего не имеющие с футуризмом дореволюционным [и новым Искусством], когда молодой революционный дух футуристов стремился ради установления новых форм сбросить за борт и Толстого, и Пушкина.
Но на самом деле вышло иначе, при усиленном напоре г.Сосновского и Ко и "обозревателей" от этого духа остались рожки да ножки [или] и Леф6.
[Итак, г .Сосновский, не стоит подражать в критике старым типам эстетов, а лучше будет разбирать по существу ту или другую живописную группировку, чтобы перед массами развернуть их принципы, методы, взгляды на Искусство.]
8 о<ктября>27<-го года>
К.Малевич
1Малевич вольно цитирует статью Д.Мережковского "Еще шаг грядущего хама" (Русское слово. 1914. 29 июня). См. также примеч. 1 к работе "В царское время..." в наст. изд.
2См. примеч. 11 к работе "В царское время..." в наст. изд.
3Малевич имеет в виду статью М.А.Осоргина "О пляске вакханок" (Русские ведомости. 1916.13 ноября). См. также примеч. 10 к работе "В царское время..." в наст. изд.
4Малевич вольно цитирует статью М.Богуславского "Политика безубыточности и народное образование" (Правда. 1921. № 224. С. 1). У Богуславского: "Футуристы, имажинисты и прочие нахлебники в большом количестве находили себе приют под теплым крылышком Наркомпроса, и их нужно немедленно сбросить с государственных плеч".
5После ликвидации Гинхука в декабре 1926 года часть его отделов была переведена в Государственный институт истории искусства; отдел Малевича в ГИИИ был упразднен в 1930 году.
6Леф — Левый фронт искусства: литературная группа, возникшая в 1922 году во главе с В.В.Маяковским. В 1923-1925 годах выходил журнал "ЛЕФ", в 1927-1928 годах — журнал "Новый ЛЕФ". Малевич имеет в виду теорию "социального заказа", пропагандировавшуюся лефовцами.
Следующая глава
1 - 2
Картина Казимира Севериновича Малевича Лесоруб. | Иллюстрация 3 | Иллюстрация 6 |