Запись конца 1900-х годов1
Загробной жизн<и> не существует совсем, и речи быть не может и мысль <о ней> не зарождается у меня; смерть пресекает жизнь, как меч отделяет туловище от головы.
Я говорю здесь в том смысле, что я <живу> как таковой созидающий в том организме мира, где живу.
Душа же моя ввиду смерти оболочки остается силой.
Есть сила, жизнь которой состоит в неустанном творчестве форм.
Сила эта, создавая форму, оживает ею и проявляет свое изменение до тех пор, пока оболочка не израсходуется.
И сила эта остается.
Поэтому думаю, что смерти нет.
Потому что оболочку (как прибор которым нужно выразить форму), пришедш<ую> в негодность, не считаю смертью2.
1Печатается по рукописи с правкой (1 л. линованной бумаги, тушь; оборот листа Малевич использовал затем для создания рисунка "Лежащая обнаженная с двумя играющими детьми", тушь, перо). Архив ФХЧ. Впервые в факсимильном виде опубликовано в изд.: Kazimir Malevich. 1878-1935. Drawings from the collection of the Khardzhiev-Chaga Foundation. SMA Cahiers 9. Amsterdam, 1997. # 4 (с переводом на голландский и английский языки). Датируется около 1908 года. В типографском воспроизведении на русском языке публикуется впервые.
2Затем с новой строки в оригинале идет предложение: "Но думаю, что и оболочка в будуще<м...>", имевшее продолжение далее; в настоящей публикации оно снято.