БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
Металлочерепица здесь
 

1 - 2 - 3 - 4

Записи и заметки из записной книжки 1924-1925 годов1

<Разное>

"Бойся проснуться, когда тебе во сне видятся кошмарные сны, убивают, давят или что-либо другое.

Сон — это все то, что ты называешь жизнью, а пробуждение — это то, <что> назыв<аешь> смертью.

Проснуться значит умереть, умерший — проснувшийся. И мы обнаруживаем материю"2.

*

Экономия — элемент капиталистического строя. Коммунистический строй вне экономии.

Экономические отношения могут быть в капиталистическом строе, в коммунистическом их быть не может быть.

*

Натюрморты в живописи. Нужно определить, какой свет и какой натюрморт должен быть построен для живописной работы. Какой для цветописной, какой для светописной.

*

Мир никогда не может двигаться, Мир статичен, движимо только немирное.

*

Ленин: "А я думал, что вы поставите какое-нибудь футуристическое чучело".

Когда спросили тов. Ленина о мнении о выставленных памятниках <на конкурсе>( на котором был проект под футуризм, он сказал: "Я тут ничего не понимаю, спросите Луначарского"3.

"Искусство и Революция" Луначарского4:

«Современный художник так не думает. Постепенно шло выветривание содержания. Эпигоны декадентов еще не говорили, что хотят быть бессодержательными, а лотом пришло время кубизма, футуризма, супрематизма, сторонники которых прямо заявляют: "Не желаем быть содержательными, и даже поэзия должна быть бессодержательна", и так как слово само есть мысль, то дошли до зауми, до сочетания звуков, которое бы не было больше что-либо значущим словом. Это естественный абсурд, вытекающий последовательно из линии постепенного отхода от всякого содержания. Содержание совсем не важно, форма бесконечно важнее, а моментами говорят: "Содержание даже вредно, его нужно совсем изгнать", или: "Не нужно обращать внимание на содержание: там, где оно есть, пусть, а лучше, если совсем его нет, а есть последовательное сочетание форм, звуков, красочных линий или плоскостей, объемов». Это последнее слово особо оригинальных направлений"»5.

Надо выяснить ему разницу "бессодержательного" и "беспредметного* и установить целый ряд содержаний для каждого явления отдельно.

К.М.

На книжке Шопенгауэра написано "Мир как воля и представление". Я бы написал "Мир как беспредметность". Если существует представление, то, значит, Мира нет, а если воля для направления к овладеванием представлени<ем>, значит ясно, что Мира нет, а борьба. Мир же недвижен вне воли и представлений6.

К.М.

Луначар<ский>: "Буржуазия вступила на путь империализма, она почувствовала, что у такого индивидуума, как свободный купец, нужно развить религиозный патриотизм, надо заставить его готовить своих детей к религиозному самопожертвованию во имя родины.

Буржуазия стала твердить, что необходимо организоваться и подчинить индивидуальное частное центру, который должен импонировать своими монументальным строем, гармоничной культурой"7.

Нужно указать тов. Луначар<скому> на смысл религии и смысл деятельности буржуазии, Церкви и Завода, что значит готовить детей и что значит готовить машину.

Пролетариат достаточно определенно отринул протянутую ему руку футуристов, потребовав, чтобы в ней был сколько-нибудь ценный дар.

Пролетариат явным образом начинает перевоспитывать футуристов8.


1Печатаются по рукописи из "Записной книжки III. 1924". Архив Малевича в СМА. Инв. № 32. Записная книжка состоит из приблизительно 185 листов (около 370 страниц) линованной бумаги. Пагинация отсутствует. В книжке наличествуют незаполненные страницы; оба форзаца покрыты записями. Судя по текстам, книжка заполнялась Малевичем с весны 1924 по осень-начало зимы 1925 года (см. комментарии к "Проектам оформления премьеры фильма "1905 год" С.Эйзенштейна" в наст. изд.). Однако хронологическая последовательность в записях не соблюдалась, художник начинал новый текст или делал заметку с чистого листа на произвольно открытом развороте; иногда заметка не помещалась на найденном свободном месте, и тогда Малевич переносил продолжение текста вспять, на предыдущие развороты или листы. Все нижеследующие записи и заметки идут вразброс по всей книжке. Иногда они расположены "кустами", на одном или двух разворотах — в этих случаях Малевич то разделял отдельные высказывания звездочками или крестиками, то располагал их с большими цезурами по отношению друг к другу. В настоящей публикации записи и заметки отделены друг от друга звездочками. Кроме оговоренных случаев, их последовательность обусловлена последовательностью размещения в записной книжке.
2Кавычки в настоящем высказывании авторские.
3Оба высказывания Ленина цитируются Малевичем по широкоизвестной в советские времена работе Луначарского "Ленин и искусство (Воспоминания)", впервые опубликованной в журнале "Художник и зритель", 1924 , № 2-3, февраль-март. В статье Луначарского описывается совместное посещение им и Лениным выставки проектов памятников по плану монументальной пропаганды: «Владимир Ильич очень критически осматривал все эти памятники. Ни один из них ему не понравился. С особым удивлением стоял он перед памятником футуристического пошиба (имеется в виду модель памятника М.А. Бакунину, созданная Б.Д.Королевым. — А.Ш.), но, когда спросили о его мнении, он сказал: "Я тут ничего не понимаю, спросите Луначарского". На мое заявление, что я не вижу ни одного достойного памятника, он очень обрадовался и сказал мне: аА я думал, что вы поставите какое-нибудь футуристическое чучело"».
4В 1924 году вышел сборник А.В.Луначарского "Искусство и революция" (М.: Новая Москва, 1924), куда вошли его статьи и речи 1918-1924 годов (далее: сб. "Искусство и революция").
5Малевич цитирует статью Луначарского "Искусство и его новейшие формы" (сб. "Искусство и революция", с. 199) с расхождениями: «Современный буржуазный художник так не думает. Постепенно шло выветривание содержания. Эпигоны-деканденты XIX века еще не говорили, что хотят быть бессодержательными, но потом пришло время кубизма, футуризма, супрематизма, сторонники которых прямо заявляют "Не желаем быть содержательными, даже поэзия должна быть бессодержательна", а так как слово само есть мысль, то дошли до зауми, то есть до сочетания звуков, которое больше не было бы что-либо значащим словом. Заумь — это абсурд, естественно и последовательно вытекающий из постепенного отхода искусства от социального содержания. "Содержание совсем не важно, форма бесконечно важнее". Моментами говорят даже: "Содержание вредно, его нужно совсем изгнать" или: "Не нужно обращать внимания на содержание: там, где оно есть, пусть будет, но лучше, если его совсем нет, а есть последовательное сочетание форм, звуков, красочных линий или плоскостей, объемов и т.д.". Это последнее слово особо оригинальных направлений».
6Данная запись, вклинившаяся в записи, сопровождавшие чтение Малевичем книги Луначарского "Искусство и революция", сделана, по всей видимости, в другой период времени; она помещена внизу листа и по почерку и оттенку чернил отличается от предшествующей и последующей выписки цитат из книги Луначарского. В письме к М.О.Гершензону от 13 октября 1924 года Малевич развивает мысль, высказанную в данной записи (см.: Малевич, т. 3, с. 352-353).
7Кроме начала предложения Малевич верно цитирует пассаж Луначарского (в оригинале это продолжение фразы:"... ибо буржуазия вступила...", далее по тексту). См.: Луначарский A.B. Искусство и его новейшие формы. Доклад, прочитанный 2 декабря 1923 года в I МГУ// Искусство и революция. С. 210.
8Данный абзац представляет собой вольный пересказ следующего абзаца из вышеуказанной статьи Луначарского "Искусство и его новейшие формы" (сб. "Искусство и революция", с. 227): "Пролетариат отринул протянутую ему футуристами руку, потребовав, чтобы в ней был сколько-нибудь ценный дар. Пролетариат не признал эстетскую "революцию" пролетарской культурной революцией и начал перевоспитывать футуристов".

Предыдущая глава

1 - 2 - 3 - 4


Архитектон Гота (Ок. 1925 г.)

Казимир Северинович Малевич. Картина Купальщики.

Картина Казимира Севериновича Малевича Двое с ручной тележкой.

Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > II. Записи и заметки > Записи и заметки из записной книжки 1924-1925 годов
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.