БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Искусство не требует баронесс и покровительниц1

Кто должен устанавливать жизнь Искусств творчества, кто должен быть рулевым и кто должен нести знамя его в пустыне мозгов?

Я думаю и устанавливаю, что тот только может править и сеять, кто своим нутром и ощупью своих пальцев создал и создает и движет Искусство.

В настоящее время специалисты, которым даны отдельные радиусы государственного организма, зачастую назначают в главу движения тех, кто коснулся <Искусства> пальцами своими, <но> ни нутром, ни мудростью; им предоставляется <право> решени<я>.

Отдел Государства или радиус его Искусств кажется Социалистам самым незначительным; кто <назначает> и кого назначить, кто и что будет делать, тоже не важно, лишь бы было «понятно».

У каждого Социалиста есть великомудрая и «понимающая» Искусство жена, она может вполне править, ибо она прекрасна, муж ее великий, почему бы и жене не быть великой2. Я, конечно, не говорю о женах и вообще женщинах, работающих в русле Социализма; такие женщины есть и в Искусстве, мы их знаем, но есть такие, которых мы не знаем и потому знамя движения им не дадим.

Нельзя устраивать свалку под древком знамени.

Искусство не требует баронесс и покровительниц.


1Печатается по рукописи (1 л. писчей бумаги большого формата, черные чернила). Архив ФХЧ. Название дано составителем по последней фразе текста. Датируется мартом 1919 года. Публикуется впервые.
2Малевич, скорее всего, имеет в виду О.Д.Каменеву (урожденную Бронштейн; 1883-1941), жену Л.Б.Каменева (Розенфельда), сестру Л.Д.Троцкого, возглавлявшую в 1918-1921 годах Театральный отдел (ТЕО) Наркомпроса. 1 марта 1919 года в газетах "Правда" (№ 47) и "Вечерние известия Московского совета рабочих и красноармейских депутатов" (№ 184) было опубликовано "Письмо в редакцию" О.Д.Каменевой, где она резко осудила "футуристические плакаты", украсившие Москву 23 февраля 1919 года, в годовщину Красной Армии и "День Красного Подарка". В ТЕО Наркомпроса под руководством Каменевой группировались противники художников-новаторов, активно выступавшие против футуризма и футуристов (см.: Крусанов А. Русский авангард. Т .II, кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 81, 200-201).

Предыдущая глава

Следующая глава


Супрематизм: автопортрет в двух измерениях.

Казимир Северинович Малевич. Натюрморт.

Мистик (ок. 1930 г.)

Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > II. Записи и заметки > Искусство не требует баронесс и покровительниц
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.