Искусство не требует баронесс и покровительниц1
Кто должен устанавливать жизнь Искусств творчества, кто должен быть рулевым и кто должен нести знамя его в пустыне мозгов?
Я
думаю и устанавливаю, что тот только может править и сеять, кто своим
нутром и ощупью своих пальцев создал и создает и движет Искусство.
В
настоящее время специалисты, которым даны отдельные радиусы
государственного организма, зачастую назначают в главу движения тех, кто
коснулся <Искусства> пальцами своими, <но>
ни нутром, ни мудростью; им предоставляется <право>
решени<я>.
Отдел
Государства или радиус его Искусств кажется Социалистам самым
незначительным; кто <назначает> и кого назначить, кто и
что будет делать, тоже не важно, лишь бы было «понятно».
У
каждого Социалиста есть великомудрая и «понимающая» Искусство жена, она
может вполне править, ибо она прекрасна, муж ее великий, почему бы и
жене не быть великой2.
Я, конечно, не говорю о женах и вообще женщинах, работающих в русле
Социализма; такие женщины есть и в Искусстве, мы их знаем, но есть
такие, которых мы не знаем и потому знамя движения им не дадим.
Нельзя устраивать свалку под древком знамени.
Искусство не требует баронесс и покровительниц.
1Печатается по рукописи (1 л. писчей бумаги большого формата, черные
чернила). Архив ФХЧ. Название дано составителем по последней фразе
текста. Датируется мартом 1919 года. Публикуется впервые.
2Малевич, скорее всего, имеет в виду О.Д.Каменеву (урожденную Бронштейн;
1883-1941), жену Л.Б.Каменева (Розенфельда), сестру Л.Д.Троцкого,
возглавлявшую в 1918-1921 годах Театральный отдел (ТЕО) Наркомпроса. 1
марта 1919 года в газетах "Правда" (№ 47) и "Вечерние известия
Московского совета рабочих и красноармейских депутатов" (№ 184) было
опубликовано "Письмо в редакцию" О.Д.Каменевой, где она резко осудила
"футуристические плакаты", украсившие Москву 23 февраля 1919 года, в
годовщину Красной Армии и "День Красного Подарка". В ТЕО Наркомпроса под
руководством Каменевой группировались противники художников-новаторов,
активно выступавшие против футуризма и футуристов (см.: Крусанов А.
Русский авангард. Т .II, кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2003.
С. 81, 200-201).
Супрематизм (Малевич К.С.) | Пейзаж (Малевич К.С.) | Чтец (Малевич К.С.) |