БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
Цветы опт розница заказ цветов.
 

1 - 2 - 3

Уста земли и художник1

Уменьшилась ли земля — или увеличилось наше сознание
творить, и уход наш.
Человек как одно из совершенных — земли
есть единственным мыслителем, земля знала, что не сегодня
завтра он уйдет от нее.
И чаровала его своей загадкой и тайной творчества
воспитала его на своих творческих вскормленных формах
и формы чаровали красотой
Но ему казалась красива.
Земля связала ум, сознание цепью вещей своего творчества
и поэт и художник были обмануты ревностью земли.
Земля им показала простые вещи
А они искали в них скрытой тайны.
[Т.е. того чего хотели сами увидеть вещи]
Искали то чего не нужно было искать.
Чем больше искали тем больше рассекались [распылялись] в
щупалец земли — язык и ум.
Нить ума слова и звук присасывались
к вещам образуя собой целую сеть паутины
в которой запутывалось сознание
Многих живописцев и больше поэтов раздаются
отчаянные вопли, стоны негодования, рыдания перед устами
тайны земли.
Будучи слабыми раскрыть тайные молчаливые уста
создавали богатырей сильнее чем сами, и посылали их
Но богатыри также расшибались.
А уста молчали и лучи глаз лица земли сковывал.
И [так] земля мстила тем кто хотел
похитить тайну ее.
И путало ум — и мы путались в тайне.
Художник и поэт молились своими молитвами
умоляли (их картины)
Но неумолима земля.
Дух великий и сильный взяли как орудие
и через дух хотели проникнуть в маленькие щели
отверстий вещей.
Хотели соединиться с душою предметов
Но вещи рожденные землею жестоко зажимали дух
и он погибал вместе с истерической душой и умом.
Прочтите поэты и всмотритесь художники
в свои молитвы
услышите душу раздирающий крик и <слв. утрачены>
Не правда ли, что через слово искали себя в вещах и тайну
Не правда ли, что через краску хотели узнать суть и синтез
и душу вещей?
Но кто шел обратно из вещи из центра
земли из мозга ее усилий творческих
Стремился к пространству.
Кто разломал скорлупу яйца творчеств природы, и вышел
не обратив внимания на куски разлетевшегося панцыря
Кто из цвета вещей шел к цвету
Кто освободил цвет от похитивших его вещей?
Кто способен сделать это, того земля будет забытой
пылинкой в паутине его сознания.
Но берегись, хотя далеко еще, земля зовет на помощь и другие
планеты идут ей на помощь
будьте только вооружены числом и цветом и победа
за вами. Цвет укажет цифрам числа
и расширит путь.


[Нужно дать живописное вещей и поэзию полей так говорите Некоторые Вы]
Идемте же вон из лабиринтов земли в
необъятое пространство с числами и цветом и порушим
зерна сознания [и оно даст новый росток]
<листы утрачены >
ваш эстетизм ваша интимность
за любопытство ваше каждая вещь отомстит безжалостно
каждую вещь и всю землю вы сумасшедшие отбросы будете
отмщены за клевету за ложь за исковерканные ложные разоблачения вещей.

1Печатается по изд.: Малевич К. Поэзия. С.76-80. Архив ФХЧ. Заголовок авторский, написанный карандашом позднее. Слева наверху страницы пометка Н.И.Харджиева карандашом < 916?>; им же отчеркнуты двойными карандашными линиями на полях некоторые строфы. В архиве ФХЧ было обнаружено лишь два листа с настоящим произведением. Оно начинается на лицевой стороне первого листа; в конце листа — законченное связное предложение. На обороте Малевичем был записан другой текст, посвященный проблемам живописи, преимущественно кубизму; он начинается с новой фразы, по смыслу не связанной с предложением на лицевой части; этот текст находит продолжение на втором листе, заканчиваясь строчкой и авторской подписью: «Вот с этими тремя мирами мы будем выяснять наши новые задачи в последующих книгах "Supremus'а"! Малевич» (данный текст не опубликован). Из этого завершения следует, что текст предназначался для первого номера журнала "Supremus", который отводился, по замыслу Малевича, проблемам кубизма; данный текст не имел отношения к произведению "Уста Земли и Художник". Косвенным свидетельством самостоятельности двух работ, помещенных на лицевой и оборотной стороне первого листа, является следующее обстоятельство: сплошные плотные полоски туши, перекрывающие вымаранные автором слова в тексте для журнала "Supremus", проступили на лицевой стороне листа не очень качественной бумаги — и таким образом были полностью утрачены некоторые слова в произведении "Уста Земли и Художник" (т.е. внимание автора было сосредоточено на тексте о кубизме и поэтому был "забыт" и пострадал ранее написанный текст). Посредине первого листа с началом строф "Уста Земли и Художник" Малевичем была проставлена цифра 1; на обороте этого же листа над текстом о кубизме — цифра 2, не принадлежащая руке художника и написанная позднее (на полях присутствует проба чернил, которыми исполнена цифра 2). На следующей странице с окончанием подписанного Малевичем текста о кубизме нумерации нет — это отдельный лист, заполненный с лицевой стороны лишь наполовину. Вместе с тем отдельно от данных двух листов в архиве ФХЧ находится точно такой же по размерам и качествам лист разграфленной в клетку бумаги, с нумерацией на лицевой стороне 5, на обороте "6-я стр". Характер текста, написанного тем же пером и тушью, что и первая страница работы "Уста Земли и Художник", не вызывает сомнения в том, что это ее продолжение. Данное произведение принадлежит к кругу "литургий", созданных во времена "Супремуса"; в силу его значимости в настоящей публикации воспроизводятся фрагменты на сохранившихся 1, 5, 6-й страницах рукописи. После заключительных строчек 6-й страницы поставлен значок #, свидетельствующий о том, что Малевич продолжил текст — или предполагал его продолжить. Следует также обратить внимание на стилистическую и образную близость данного произведения со статьей "Обрученные кольцом горизонта" из газеты "Анархия" (см.: Малевич, т. 1, с. 115-116). Датируется около 1917 года.
...услышите душу раздирающий крики<спв. утрачены>.. — слова, заканчивающие строку, скрыты полосками туши, проступившей с оборота листа.
...ваш эстетизм ваша интимность... — после лакуны (отсутствуют страницы оригинала со 2-й по 4-ю) первая строка на 5-й странице рукописи.

Предыдущая глава

1 - 2 - 3


Рисунки-наброски на обороте последнего листа рукописи (Конец 1919 г.)

Принцип росписи стены.

Турецкий воин.

Главная > Книги > К.С. Малевич. Произведения разных лет > III. Поэзия (1906 - середина 1920-х годов) > Уста земли и художник
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.