БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Самодеятельное искусство

Самодеятельное искусство Особый тип массовой художественной культуры: свободное художественное творчество автодидактов, самоучек, людей, не имеющих специальной профессиональной подготовки в искусстве, занимающихся художественной деятельностью на досуге. К сфере самодеятельного искусства относятся низовые слои изобразительного и декоративно-прикладного искусства и родственные формы духовной культуры, а также соответствующие им организационные формы (самодеятельные студии, кружки самодеятельности).

Самодеятельное искусство существует как параллельный мир по отношению к «высокому», традиционному народному искусству и к «ученому», профессиональному искусству, отчасти примыкая к тому и другому, отчасти подражая им, в какой-то мере питая их талантами. Самодеятельное искусство создает для себя собственную широкую зрительскую аудиторию как среду, в которой развиты тяга к творчеству, способность сопоставить собственные творческие усилия с профессиональным и народным искусством; самодеятельное искусство повышает таким образом заинтересованность искусством в обществе.

Однако в самостоятельную практику и теоретическую проблему самодеятельное искусство выделилось лишь в XX в., когда появилась необходимость осмыслить различия между тремя основными типами культуры и творчества — профессиональным, народным и самодеятельным искусством, появилась и потребность в специальной организации, поддержке самодеятельных художников (так, например, в СССР возникли дома народного творчества, студии самодеятельного искусства, кружки при дворцах культуры и т.п.). В самодеятельном искусстве проявляют себя таланты-самородки, ощутившие радость творчества, освоившие некоторые художественные навыки; многие из них (особенно молодежь) становятся художниками-профессионалами.

Нередко самодеятельные студии становятся подготовительной ступенью для приобщения к академическому профессиональному искусству, для последующего поступления в художественные учебные заведения. Вместе с тем изобразительное самодеятельное искусство существует самостоятельно, независимо от профессионального: устраиваются выставки, фестивали, конкурсы самодеятельного искусства; произведения самодеятельных художников находят свое собственное применение, например, в украшении костюма, домашнего интерьера, имеют собственный выход на рынок и сбыт и, главное, имеют свою специфику и свой круг почитателей.

Народный самодеятельный коллективСамодеятельное искусство свободно от академических правил, от тех норм профессионализма, которые воспитываются художественной школой, а также от канонов и традиций, передаваемых из поколения в поколение и определяющих внутренний распорядок и образный строй всех видов народного искусства. Самодеятельное искусство дает простор личной инициативе, самостоятельности. Это может приводить к неожиданным результатам в творчестве, к самобытному и яркому проявлению дарований. В самодеятельном искусстве могут естественно и полно проявиться творческая непосредственность, непредвзятость, чистота открытого взгляда на мир, очарование примитива.

Вместе с тем в самодеятельном искусстве могут быть очевидны профессиональная беспомощность, отсутствие четких эстетических ориентиров и той художественной культуры, которую дает своему воспитаннику школа, а народному мастеру — закрепленная коллективным творческим опытом художественная традиция. Но при этом самодеятельное искусство имеет очень широкую социальную базу, так или иначе охватывая все население; самодеятельное искусство нередко становится естественной лабораторией живых творческих поисков и открытий, которые впоследствии воспринимаются, с одной стороны, профессиональным искусством, с другой — народным искусством (что закрепляется традицией художественного ремесла).

Взгляды на самодеятельность прошли несколько этапов эволюции. Самое большое внимание самодеятельности уделялось в советские времена (различные студии, клубы, кружки, научно-методическая и учебная работа, семинары и прочее). Непрофессиональное искусство, во многом похожее на самодеятельность, развивается и за рубежом – в Америке, Дании, Германии.

Одним из проявлений самодеятельного искусства является художественная самодеятельность. Она включает в себя в том числе создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей-любителей индивидуально (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты) или коллективно (кружки, студии, народные театры). В дореволюционной России любительские исполнители объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Существовали и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей. В СССР в середине 1920-х г. зародилось трамовское движение. В 1930-е г. получили массовое распространение драматические и музыкальные коллективы, позднее эстрадные и цирковые, различные ансамбли (народного танца, песни и т.д.) и оркестры.

Самодеятельное художественное творчество
Самодеятельное
художественное
творчество в СССР.

Цирковое самодеятельное искусство
Цирковое
самодеятельное
искусство.

Фестиваль самодеятельного искусства
Фестиваль
самодеятельного
искусства.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.