БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Харьковский художественный музей


Харьковский художественный музейОдин из старейших музеев, а по ценности коллекции — один из самых значительных в Украине. Он вырос из Университетского музея изящных искусств, экспонаты для которого ещё в 1805 г. приобретал известный учёный и общественный деятель Василий Назарович Каразин. Он приобрёл для университета коллекцию Ф. Аделунга: 2477 графических произведений А. Дюрера, Ф. Буше. А имена талантливых воспитанников императорского Харьковского университета И. Бецкого, А. Алфёрова навсегда вошли в историю Харьковского художественного музея. Благодаря их стараниям, коллекция обогатилась образцами изобразительного искусства мирового уровня.

В 1886 г. этот музей пополнился картинами из частных коллекций и превратился в первый в Украине городской Художественный музей. К началу Великой Отечественной войны музей насчитывал 75 тысяч экспонатов, среди которых — уникальные произведения мастеров мировой и украинской живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Сегодня в собрании Художественного музея осталось только около двадцати тысяч экспонатов. В этом повинна война, ведь в эвакуацию удалось вывезти лишь примерно три тысячи картин. Вошедшие в город фашисты сожгли здание галереи, разграбили и вывезли большое количество произведений. Сейчас музей с выставочным залом размещается в двухэтажном особняке, построенном по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова.

Осень (И.И. Шишкин, 1889 г.)Из собрания отдела украинского и русского искусства XVI—XX в. в постоянной экспозиции находится около 250 работ. Среди них — украинская икона XVI—XVIII в., произведения А. Лосенко, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Поленова, В. Васнецова, В. Орловского, С. Васильковского, П. Левченко, М. Беркоса, Н. Пимоненко, С. Свитославского, И. Репина, И. Труша, В. Сурикова, А. Мурашко, С. Жуковского, М. Нестерова и других живописцев.

Самобытностью староукраинской художественной традиции отличаются две ранние иконы из коллекции музея — "Волынская богоматерь" II половины XVI ст. и "Троица" II половины XVII ст. со Слобожанщины.

Среди произведений отечественной живописи XVIII—XIX в. показаны работы художников — признанных мастеров портрета — Д. Левицкого, В. Боровиковского, В. Тропинина. Этот жанр представлен также и работами слобожан. Это "Автопортрет" (1846 г.) Д. Безперчего, представителя харьковской художественной школы, учителя многих известных мастеров, и работа выдающегося мастера крестьянского портрета, живописца и рисовальщика П. Мартыновича "Портрет Олексы Бондаря" (1880 г.).

С Харьковом связано и имя выдающегося мариниста И. Айвазовского, пребывавшего здесь во время Крымской войны 1854—1855 г. Его картина "Гурзуф" (1859 г.) — один из лучших образцов довольно обширного собрания полотен этого художника в художественном музее.

Почётное место в экспозиции занимают пейзажи представителей харьковской пейзажной художественной школы — С. Васильковского, П. Левченко, М. Беркоса, М. Ткаченко. Среди них такие жемчужины национальной живописи, как "Весна" (1907 г.) М. Ткаченко, "На Харьковщине" П. Левченко, "Улица в Умани" (1895 г.) М. Беркоса, "Казачья левада" (1893 г.) и "Казачий пикет" С. Васильковского. Своеобразным тематически-жанровым продолжением этого видеоряда является картина А. Сластена "Проводы на Сечь" (1889 г.).

Харьковский художественный музей гордится собранием картин И. Репина — самым значительным в Украине. Одиннадцать живописных полотен и восемь графических листов мастера дают представление о разных периодах его художественной деятельности, говорят о многогранности и яркости таланта, широте творческого диапазона. Своеобразность харьковского собрания в том, что большинство работ связано с Украиной: либо тематикой и сюжетами, либо местом создания — Харьковщиной. Центральное место в собрании музея занимает полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1889—1896 г.). Результатом вдохновенного труда Репина над темой из истории запорожского казачества явились два полотна: первое, написанное в 1880—1891г., принадлежит Русскому музею в Петербурге, второе — Харьковскому художественному музею. В отличие от Петербургского варианта с несколько академичной, уравновешенной композицией харьковской картине присуще жанрово-романтическое звучание, более эмоциональный подход к решению исторической темы.

Гурзуф (И.К. Айвазовский, 1859 г.)Картина "За книгой" принадлежит кисти тоже уроженки Слобожанщины М. Башкирцевой, чья жизнь и творчество принадлежат как Украине, так и Франции. Полотно "Дама в сером — Татьяна" известного художника А. Мурашко тоже результат его творчества парижского периода и вызывает реминисценции искусства импрессионизма.

Значительная часть теперешнего собрания отдела — это картины, некогда принадлежащие частным лицам. В экспозиции представлены две работы из коллекции П. Харитоненко "Отдых в степи" (1884 г.) В. Орловского и "Портрет Н. Матвеевой" (1909 г.) В. Сурикова, признанный лучшим женским портретом на юбилейной выставке (1998 г.) произведений В.И. Сурикова в Государственной Третьяковской галерее. Из собрания С. Давидова представлены работы разных авторов: "Морозный день" С. Васильковского, "Розы" М. Беркоса, "Девушка в тулупе" Н. Пимоненко, "Богдан Хмельницкий" Н. Ивасюка и т.д.

Среди графических работ в экспозиции выставки портреты крестьян — яркие национально типичные образы, автопортрет П. Мартыновича, чьё собрание графики в Харьковском художественном музее является самым значительным в Украине, кроме того, архитектурные пейзажи и рисунки к "Альбому по украинской древности" С. Васильковского, иллюстрации А. Сластена к поэме Т.Г. Шевченко "Гайдамаки".

Выставки из фондов Харьковского художественного музея экспонировались в США, Франции, Японии, Израиле, Германии, Норвегии, Боливии и других странах.

Лампада (Иран, XIX ст.)
Лампада.
Иран. XIX ст.

Март (М.Г. Бурачек, 1917 г.)
Март. М.Г. Бурачек.
1917 г.

Портрет жены (Врубель)
Портрет
Н.И. Забилы-
Врубель.
М.О. Врубель.
1900-е годы.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.