Сомов Константин
Константин Сомов (1869 – 1939) – выдающийся русский живописец (работал в жанрах портрета и пейзажа) и график, а также иллюстратор, основатель журнала «Мир искусства» и участник одноимённого объединения.
Константин Андреевич Сомов (1869 – 1939) родился в Петербурге в семье известного искусствоведа А. И. Сомова, долгое время бывшего старшим хранителем Эрмитажа. Мать – музыкант, сумевшая привить детям глубокий интерес к живописи, музыке, театру. Атмосфера влюбленности в искусство, пропитавшая дом Сомовых, помогла юноше найти свой путь в жизни. В 1888-1897 он учится в петербургской Академии художеств. В частности посещает мастерскую Репина. В 1897-1899 гг. обучается в школе-студии Ф. Коларосси в Париже. Это был период знакомства с западным модерном (особое влияние произвела графика О. Бёрдсли), c живописью французского рококо. Вероятно, благодаря знакомству с западным искусством проистекает многогранность живописи Сомова, её неоднозначность и символичность.
К. И. Сомов считается представителем русского модерна и символизма. Его знаменитые жанровые сцены воскрешали галантный мир придворных маскарадов и балов давно ушедшего XVIII столетия. Современный взгляд настолько причудливо-романтически объединяется в них с ретроспекциями давно ушедших дней, что персонажи мастера кажутся порой элегантными гостями, явившимися из другого, потустороннего мира. Даже повседневные персонажи Сомова отличаются некоей внутренней ирреальностью, нездешней призрачностью, одухотворённой утончённостью, что и придает произведениям живописца столь чарующую загадочность. («Вечер», «Дама в голубом платье», «Радуга», «Зима. Каток» - наиболее известные произведения этого направления творчества).
Впрочем, не менее известны и портреты К. Сомова: А. А. Блока, М. В. Добужинского, М. А. Кузьмина, Ф. К. Сологуба, Е. Е. Лансере и многих других его соратников из мира искусства. Эти портреты, напротив, отличаются реалистической манерой изображения, лаконизмом, виртуозной техникой живописи. В основном при их создании использован карандаш, с подсветкой белилами, гуашью и акварелью.
Значительную роль в жизни К. А. Сомова играла общественная деятельность. Он принимал активное участие в оформлении журнала «Мир искусства», создавал иллюстрации и обложки к книгам различных писателей (среди них повести Н. Гоголя, «Граф Нулин» А. Пушкина, ряд зарубежных произведений, таких как циклы «Манон Леско» А. Прево и др.)
Сомов писал не только картины. Ему принадлежит заслуга создания изысканно-«рокайльных» фарфоровых статуэток («Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905)) и пр.
Уже обосновавшись за границей пишет ряд произведений эротического содержания («Обнажённые в зеркале у окна» (1934 г.)).
Еще при жизни Константин Сомов приобретает общеевропейскую известность, экспонируя свои работы на выставках не только в России, но и за рубежом (в парижском «Salon d'Automne» («Осенний салон», 1906); берлинском «Secession» и др. После Октябрьской революции Константин Сомов, ощутив свою невостребованность в послереволюционной России, уезжает за границу и навсегда остается во Франции.
Он умер в Париже, позабытый и никому не нужный в советской России, а через несколько десятков лет, в 2007-м, его «Радуга» была продана на лондонском аукционе за баснословную сумму - 7 327 млн. долларов, побив рекорд стоимости русской живописи. А критики до сих пор бьются над разгадкой полумистической-полуреальной живописи этого странного художника, воплотившего в своём творчестве тайны Запада и Востока.
Пьеро и дама. Сомов К.А.
|
Константин Сомов. Портрет Е.П. Носовой.
|
Константин Сомов. Арлекин и дама.
|