Хэппенинг
(от английского happening — случающееся, происходящее)
1) Вид театрального представления, в котором событие и действие являются самоцелью, а не частью драматического сюжета.
2) Одно из направлений поп-арта, где «объектом искусства» становится разыгрываемое автором абсурдное действо.
3) Разновидность акционизма, наиболее распространенная в авангардистском искусстве 1960-х — 1970-х г.
Xэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, его инициаторами. Действие чаще всего разыгрывается непосредственно в городской среде или на природе. В него вовлекается и публика, реагирующая на происходящее. Художники рассматривали эту форму как род движущегося произведения.
Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.
Смешивание различных театральных элементов и сочетание их с жизненными объектами и явлениями — отличительный признак хэппенинга. Столь же характерно отсутствие сюжета и логической связи между его отдельными частями. Как цвет в абстрактной живописи, эпизоды в хэппенинге соотносятся между собой скорее композиционно или эмоционально, нежели подчиняясь логике. В отличие от пьесы, хэппенинг часто являет несколько образов или театрализованных эпизодов одновременно, причем каждый несет свою собственную «идею».
Иногда в хэппенинг включается и актерская игра, но не с целью создать вымышленного героя, действующего в вымышленных обстоятельствах: смысл и цель представления — в нём самом. Подобно лектору, циркачу или футболисту, актер в хэппенинге остается самим собой и в тех же обстоятельствах, что и зрители.
Хэппенинги разыгрываются в галереях, на вокзалах, площадях и в прочих местах, не предназначенных для представлений. Могут они ставиться и на обычной сцене. Однако часто упор делается на окружение, обстановку — и тогда ломается стереотип «зритель — сцена».
Xэппенинг возник в конце 1950-х годов как форма «тотального театра». В дальнейшем организацией хэппенинга чаще занимались художники. Они рассматривали эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Поэтому для хэппенинга характерны «абстрактность», парадоксальность действия, отсутствие в нем четкого плана и тем более сюжета.
Основоположником хэппенинга как представления с элементами случайности является Джон Кейдж, который осуществил первый хэппенинг в 1952 г. В соответствии с его представлениями о значении случая в художественном творчестве, хэппенинги иногда называют «спонтанными бессюжетными театральными событиями».
Термин в 1958 г. был предложен Алланом Капроу, учеником Кейджа. Капроу отказывался от традиционных принципов художественного мастерства и постоянства в искусстве. Он решил попробовать создать образ, используя в качестве «полотна» улицу, а в качестве «красок» — характеры случайных прохожих.
В США к числу художников, развивавших искусство хэппенинга в период его становления, помимо Кейджа и Капроу относятся Джим Дайн, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн. Идея хэппенинга связана с принципом зрительского участия, часто подразумевает постановочные демонстрации в целях социально-политической пропаганды, как многие из работ Йозефа Бойса, или с целью шокировать общественную мораль.
В 1959 г. театр «Рубен-Гэллери» поставил пьесу 18 хэппенингов в шести частях (18 Happenings in 6 parts), придуманную Алланом Капроу. Зрители могли приобщиться к происходившему прямо в зале, выпив бокал вина вместе с героями.
Хэппенинги стали известны с начала 1960-х годов. На 1960-е годы пришёлся их расцвет (преимущественно в США).
В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к уничтожению границ между специфическими областями художественного творчества, к слиянию искусства с течением самой жизни. При этом намеренно алогичное действие отвергает все связи и последовательность, присущие реальной действительности и создает в ней игровое поле, пространство свободы. Подвижные проницаемые границы между пространством хэппенинга и пространством реальности создают возможность для перетекания смыслов, спонтанного возникновения ассоциативных связей и символических толкований.
Принцип «жизни наоборот» раскрывает качество абсурда в привычном порядке вещей, в суждениях здравого смысла и общественных установлениях. Некоторые хэппенинги имели сознательную социально-критическую направленность: их приемы использовались в политических демонстрациях, в различных манифестациях антимилитаристских, экологических, феминистских и других либеральных движений.
Молодёжная аудитория. Музыкальный хэппенинг.
|
Старый театр. Нью-Йорк. 1850 г.
|
Театр. Хэппенинг.
|