Складень
В древнерусском искусстве — икона, состоящая из нескольких складывающихся частей с изображением на каждой из них или на одной из них (на центральной). Наибольшее распространение получили трехчастные складни, в которых средняя часть прикрывается двумя боковыми створками. Складнями также обычно называли небольшие по размеру иконки (из дерева, металла, слоновой кости). Это створчатая икона или мощевик, выполненные в технике темперной живописи, резьбы по кости или дереву либо в металле с использованием чеканки, филиграни, эмали и т.п.
Живописные диптихи к триптихи принадлежат к древней византийской литургической традиции. Миниатюрные иконы служили аналойными образами при особых монастырских службах. На Руси они известны в сохранившихся памятниках не ранее конца XV в. (средник складня-триптиха новгородской работы в Русском музее). Во 2-й пол. XVI—XVII в., когда в период возникновения патриаршества в России активизируются контакты с христианским Востоком и Афоном, в Москве возрождается древняя традиция аналойных миниатюрных триптихов.
В средневековой Руси издревле были распространены меднолитые иконы-складни, а в XV—XVI в. широкое распространение получили складни, вырезанные из дерева или кости, имеющие драгоценные серебряные и золотые оправы. Они имели прямоугольные или киотчатые формы и состояли в основном из трех, реже из двух створок. Это были наперсные реликварии или моленные иконы с оглавиями (для ношения на шнурке гайтане).
Во 2-й половине XVI в. и особенно в XVII в. имеют хождение резные путные и походные складни-иконостасы, в резьбе которых отражена программа живописного иконостаса. Наиболее известны памятники XV в. — драгоценный чеканный триптих мастера Лукиана (1412—1413 г., Музеи Московского Кремля), выполненный, по-видимому, по княжескому заказу; икона-складень троицкого резчика Амвросия (1456 г.), ковчег-мощевик троицкого игумена Вассиана Рыло (1463 г., оба в музее Сергиева Посада), выполненные с применением резьбы на кипарисе, гравировки по серебру, золотой и серебряной скани.
Складни этого круга восходят по своей типологии к древнейшей византийской традиции, представленной триптихом с Деисусом и реликварием св. Креста (XI в., Эрмитаж). В средневековом русском искусстве были распространены иконы из нескольких складывающихся частей, с изображениями на каждой или же только на более крупной центральной части. В трехчастных складнях средник закрывался боковыми створками.
В западноевропейском искусстве поздней готики, Возрождения, барокко знамениты многие алтарные складни — диптихи, триптихи, полиптихи, соединяющие живопись и скульптуру (складень Михаэля Пахера в церкви г. Санкт-Вольфгангам-Аберзее, Австрия, 1471—1481 г.), скульптурные (деревянный складень Файта Штосса в костеле Девы Марии в Кракове, 1477—1489 г.), живописные («Алтарь Ильдефонсо» Питера Пауэла Рубенса, 1632 г., Музей истории искусства, Вена).
Складень-мощевик.
|
Складень "Собор Киево-Печерских святых, с праздниками и богородичными иконами". XIX в.
|
Складень "Вседержитель".
|