БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Аудиобиография Казимира Малевича

"Казимир Малевич"

Казимир Северинович Малевич самостоятельно прошел весь путь от скромного самоучки до всемирно известного художника. Он принимал участие в двух революциях, сочинял футуристические стихи, реформировал театр, выступал на скандальных диспутах, увлекался теософией и астрономией, преподавал, писал философские труды, сидел в тюрьме, был директором солидного института и безработным... Малевич всегда был окружен преданными друзьями и страстными соперниками, у критиков он вызывал самую грубую брань, «ученики его боготворили, как Наполеона армия». Даже в наше время можно встретить людей, которые имеют резко противоположное отношение и к наследию Малевича, и к его личным человеческим качествам.

Казимир Малевич родился 11 февраля 1878-го года, в сельской местности города Киева. Родители Малевича были коренными поляками. Из-за постоянных переездов семьи, Казимир учился в разных местах, везде по чуть-чуть.

В 1896-м году семья Малевичей переезжает в Курск. Там же, в 1899-м году Малевич со своим братом Мечиславом женятся на сестрах Зглейц - Казимире и Марие. Казимира родила Малевичу двоих детей – мальчика и девочку.

Чтобы содержать семью, нужны были деньги, и Малевич устраивается работать в Управлении Курско-Московской железной дороги. Тем не менее про художество он не забывает. Совместно с другом Львом Квачевским и другими единомышленниками Малевич организовывает художественный кружок в Курске. Больший упор делался на работу с натуры. Все шло хорошо, но для Малевича все эти процессы были слишком стандартны. Ему захотелось чего-то большего. Казимир начал задумываться о поездке в Москву.

В Москве Малевич три раза пытается поступить в Московское училище живописи, но все три попытки оканчиваются неудачей – его не принимают. В 1905-м году он приехал в Москву и стал жить в Лефортово, в художественной коммуне. Но деньги быстро кончились и ему пришлось вернуться в 1906 году обратно в Курск, и снова идти работать на те же должности.

В 1907-м году уже вся семья Казимиры и Казимира Малевича перебралась в Москву.

В этот период у Малевича появляются уже картины "Церковь", "Весенний пейзаж», преимущественно в стиле импрессионизма и неоимпрессионизма. Это ранние работы, где еще много нюансов, они тяжелы для восприятия. Но вот работы "Девушка без службы", "Бульвар", "Цветочница" и "На бульваре" выполнены уже в другом стиле и написаны непосредственно с натуры происходящих действий.

Поскольку поступить в Московское училище Малевичу так и не удалось, он в 1905-м году пошел учиться к Ивану Федоровичу Рербергу, который был достаточно известным в Москве художником.

В этот период Малевич пробует себя в религиозной живописи - картина "Плащаница". Так же вместе с Иваном Клюном они работают в 1907-м году над эскизами фресковой живописи.

К 1909-му году Малевич успевает развестись и снова жениться на Софье Михайловне Рафалович, детской писательнице. Дом ее отца в Немчиновке для художника с того времени стал самым дорогим местом.

В 1911-м году Малевич много выставлялся. Картины этого периода поражали своей экспрессивностью, яркостью красок. Композиционно и даже анатомически образы и сами произведения были совершенно безумны. Но Малевич создавал свои законы и не собирался от них отступать. Затем была у него серия работ на тему крестьянства, выполненная в им самим придуманной технике неопримитивизма.

Работы Малевича начинают все больше напоминать футуристическую живопись, которая получила название "Кубофутуризм" или позднее "кубизм".

В 1912-м году выходит его картина "Точильщик (Принцип мелькания)", которая стала классическим примером кубофутуризма, Русского конечно же. В этом же стиле Малевич писал и портреты (Портрет Клюна, портрет Михаила Матюшина).

Но не смотря на активную деятельность Малевича, нехватка денег была главным мешающим работе фактором. Иногда даже на материалы для рисования не хватало.

В один момент художник открывает для себя новые грани живописи. Таким камнем преткновения стала картина "Корова и скрипка". Он даже написал на обороте картины такие слова: "Алогическое сопоставление двух форм - “корова и скрипка” - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К. Малевич".

В 1915-м году появляется одна из самых знаменитых картин Малевича "Черный квадрат". Это было нечто совсем необычное, - черный квадрат на белом фоне. Такая идея озарила Малевича, когда он готовил второе издание брошюры "Победа над солнцем". Этот рисунок вылился в целое направление, которое позже Малевич назвал "супрематизмом" (супрема - главенствующий, доминирующий). По этому поводу Малевич написал небольшую книжку "От кубизма к супрематизму", распространяли ее на вернисаже.

Но друзья Малевича не поддержали его идею о супрематизме как наследнике футуризма. Они были не готовы примкнуть к совершенно новому направлению. К тому же художники запрещали Малевичу называть свои картины супрематизмом ни в катологах, ни на выставках.

Однако Малевич стоял на своем. Он называл свое искусство "Новым реализмом". Отличительная черта супрематизма была в том, что фоном картины всегда была белая среда. Изображение на белом фоне давало ощущение глубины пространства, бездонности. На этом фоне изображались различные геометрические фигуры, использовалась техника чистого цвета.

Малевич разделил супрематизм на 3 ступени: черную, цветную и белую. Белой ступени Малевич достиг 1918 году. Теперь он убрал из своих работ даже цвет.

После Октябрьской революции Малевич занимает посты в официальных органах Народного комиссариата просвещения. Больше всего он занимался развитием музеев в России. Также он начал заниматься педагогической деятельностью, преподавал в московских Свободных государственных мастерских.

В 1919 году в июле начал выходить большой труд Малевича "О новых системах в искусстве". К этому времени он уже переехал в Москву, оставив беременную жену в Подмосковье – заставила нехватка средств. С работой ему помогали Марк Шагал и Лазарь Лисицкий.

В 1927 году Малевич совершает первый в своей жизни выезд за границу. Сначала это была Варшава, потом Берлин. Везде он выступает с персональными выставками.

Внезапно Малевич резко уезжает в СССР, после получения письма, содержание которого неизвестно. Даже картины он свои оставляет, собираясь вернуться через год. Видимо тогда у него было смутное предчувствие, что уезжая, он оставляет завещание на картины.

По приезде на родину, Малевича арестовывают и несколько дней держат в заключении. Друзьям кое-как удается вызволить художника. Картины его также подверглись гонению, к счастью, большинство из них сохранилось даже после Второй мировой при гитлеровском режиме.

Для Малевича наступает так называемый этап постсупрематизма. Поездка за границу дала ему новый взгляд, новые идеи, ведь до этого он хотел оставить живопись, полагая, что супрематизм был конечной точкой в этом направлении. Появляются новые произведения. Среди них картина "Девушки в поле", написанная в 1912-м году. На подрамнике картины была сделана надпись "Супранатурализм". Малевич в своем новом термине объединил понятия "натурализма" и "супрематизма". Он снова пишет на крестьянскую тему, только уже в новом стиле. Теперь образы людей стали безликими: вместо лиц просто различные овалы. В картинах больше эмоций, трагизм и одновременно героизм и величие.

После 1927-го года Малевич часто меняет места работы. С работой не ладилось, приходилось много ездить. Ему приходилось даже в Киев ездить преподавать. На Украине любили художника, даже писали о нем в газетах, посвятив целый цикл рассказов.

В 1928-м году исполнилось 30 лет творческой работы Малевича. Он стал готовить персональную выставку в Третьяковской галерее. Это получился масштабный и эффектный проект.

В Киеве же в 1930-м году проходит его персональная выставка, но она получает жесткую критику. После этого Малевича снова арестовывают и на несколько недель сажают в тюрьму.

В 1933-м году Казимира Малевича настигает неизлечимая болезнь. Умер Малевич в 1935-м. Его похоронили, как он и завещал, в Немчиновке, у дуба. Возле могилы был установлен памятник в виде куба с черным квадратом.

Всем смыслом жизни Казимира Малевича было искусство. Свойственную его характеру взрывную энергию Малевич привнес в свое творчество. Его эволюция живописца действительно похожа на серию взрывов и катастроф. Его творчество искусствоведы называли «испытательным полигоном", на котором искусство живописи проверяло и оттачивало свои новые возможности. И как бы сложно не складывалась его жизнь, Малевич стал выдающимся художником, которые внес свою бесценную лепту в развитие мирового искусства.


Лесоруб (Малевич К.С.)

Состояние живописи в 1924 году. График. 1924

Мозольный оператор в бане

Главная > Биография > Аудиобиография
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.