Дом современного искусства1
Благодаря дилетантскому любительскому случайному отношению к собранию художественных произведений, искусство было представлено односторонне. Показывалась одна сторона, одно освещение, все же формы другие не признавались достойными и погребались на чердаках годы.
Такое искусство было выше вкуса собирателей. История нам говорит, что вначале непризнанное искусство признавалось спустя несколько десятков лет; снималось с чердаков и с ним спекулировали, как сейчас спекулируют с мукой.
Такая участь постигла таких крупных европейских художников, как: Мане, Курбе, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Пикассо и др.
Сначала их гнали, а после смерти строили им памятники и на их картинах наживали деньги маклера и критики2.
В настоящее время изменяются формы жизни и должно измениться отношение к искусству. Пора перестать искусству быть третьим блюдом.
Ввиду разорванности, ввиду далеко отстоящего от него пролетариата он не узнает того, что много лет назад вышло из недр народа. Вина в этом падает на гнет капитализма, который нес на себе пролетариат.
С восходом солнца, когда поют птицы и воздух напоен ароматом цветов, загонялись пролетарские массы к смрадным и пыльным станкам, и когда они возвращались изнуренные домой, то уже потухали лучи солнца, наступающая ночь закрывала и двери салонов искусства. Но теперь мы идем по пути освобождения, и уплывший корабль искусства должен повернуть навстречу бегущему народу и раскрыть перед ним свои тайные знаки. Но это будет тогда, когда народ уберет рулевых, вырвет из частных дилетантских рук собирателей искусства искусство.
Тогда прекратится укрывание ценностей искусства в салоны меценатов, где они замуравливают их на многие годы и лишь после смерти благосклонно завещают в дар народу — его же собственность3.
Всему этому пришел конец.
Необходимо создать целый ряд народных музеев современного искусства, идя совершенно новыми путями к их осуществлению.
Нужно сейчас же в Москве приступить к созданию дома современного искусства.
Мы таким образом уничтожим однобокость и покажем пролетариату полную картину нового искусства.
Ин<ициативная> гр<уппа> ассоц<иации> худ<ожников>.
<"Анархия", М., 1918, 27 марта, №28>
1 Печатается по газете "Анархия", 1918,27 марта, № 28. В газете статья опубликована без указания автора, в конце помещено обозначение "коллективного автора" — "Ин. гр. своб, ассоц. худ.", которое предположительно можно раскрыть как "Инициативная группа свободной ассоциации худ<ожников? ожеств?>". В архиве ФХЧ хранится машинописная копия данной статьи; рукой Н.И.Харджиева в конце машинописного текста написано: "Инициативная группа свободной ассоциации художеств. Малевич?" Авторство Малевича подтверждается стилистикой, аналогичной стилистике его подписных статей в "Анархии". Призыв к устройству "Дома современного искусства" находит опору в разработанном Малевичем ранее проекте Дома искусств (см. "Проект Дома Искусств" в наст. изд.). В данном случае Малевич стремился создать представление о наличии группы единомышленников, объединенных в некую "инициативную группу". Название данного объединения нигде больше не фигурировало. Переиздается впервые.
2 Пабло Пикассо (1881-1973), переживший Малевича на несколько десятилетий, явно выпадает из обоймы вышеперечисленных художников; жизнь Пикассо сложилась, как известно, не столь романтично — грандиозная слава и богатство сопутствовали ему начиная с 1910-х годов.
3 Аллюзия на историю Третьяковской галереи, основанной в 1856 году как частный музей и принесенной в дар Москве купцом П.М.Третьяковым в 1892 году.
Супрематическая группа с использованием треугольника. | Мужчина с мешком (Малевич К.С.) | Эскиз орнаментовки материи №10. |