БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
     

    Искусство дикаря и его принципы

    1 - 2 - 3 - 4


              Мы видим картину необычайную.
              Новый порядок предметов заставлял содрогаться разум.
              Толпа выла, плевалась; критика бросалась, как собака из подворотни, на художника.
              (Позор им.)
              Футуристы проявили громадную силу воли, чтобы нарушить привычку старого мозга, содрать огрубевшую кожу академизма и плюнуть в лицо старому здравому смыслу.


              Футуристы, отвергнув разум, провозгласили интуицию как подсознательное.
              Но создавали свои картины не из подсознательных форм интуиции, а пользовались формами утилитарного разума.
              Следовательно, на долю интуитивного чувства ляжет лишь нахождение разницы между двумя жизнями старого и нового искусства.
              В самой конструкции картины мы не видим подсознательности.
              Мы видим скорее сознательный расчет построения.
              На футуристической картине есть масса предметов. Они разбросаны по плоскости в неестественном для жизни порядке.
              Нагромождение предметов получено не от интуитивного чувства, а от чисто зрительного впечатления, а построение, конструкция картины делалась в расчете достижения впечатления.
              И чувство подсознательности отпадает.
              Следовательно, в картине мы ничего не имеем чисто интуитивного.
              Тоже и красивость, если она встречается, исходит от эстетического вкуса.


              Интуитивное, мне кажется, должно выявиться там, где формы бессознательны и без ответа.
              Я думаю, что интуитивное в искусстве нужно было подразумевать в цели чувства искания предметов. И оно шло чисто сознательным путем, определенно, разрывало свою дорогу в художнике.
              (Образуется как бы два сознания, борющихся между собой.)
              Но сознание, привыкшее к воспитанию утилитарного разума, не могло согласиться с чувством, которое вело к уничтожению предметности.
              Художник не разумел этой задачи и, подчиняясь чувству, изменял разуму и уродовал форму.
              Творчество разума утилитарного имеет определенное назначение.
              Интуитивное же творчество не имеет утилитарного назначения. До сих пор в искусстве идут сзади творческих форм утилитарного порядка. Картины натуралистов все имеют форму ту, что и в натуре.
              Интуитивная форма должна выйти из ничего. Так же, как и Разум, творящий вещи для обихода жизни, выводит из ничего и совершенствует.


              Поэтому формы разума утилитарного выше всяких изображений на картинах.
              Выше уже потому, что они живые и вышли из материи, которой дан новый вид, для новой жизни.
              Здесь Божество, повелевающее выйти кристаллам в другую форму существования.
              Здесь чудо...
              Чудо должно быть и в творчестве искусства.


              Реалисты же, перенося на холст живые вещи, лишают их жизни движения.
              И наши академии не живописные, а мертвописные.
              До сих пор интуитивному чувству предписывалось, что оно из каких-то бездонных пустот тащит в наш мир все новые и новые формы.
              Но в искусстве этого доказательства нет, а должно быть.
              И я чувствую, что оно уже есть в реальном виде и вполне сознательное.


              Художник должен знать теперь, что и почему происходит в его картинах.
              Раньше он жил каким-то настроением. Ждал восхода луны, сумерек, надевал зеленые абажуры на лампы, и это все его настраивало, как скрипку.
              Но когда его спросишь, почему это лицо кривое или зеленое, он не мог дать точного ответа.
              «Я так хочу, мне так нравится...»
              В конце концов это желание приписали интуитивной воле.
              Следовательно, интуитивное чувство не говорило ясно. А раз так, то оно находилось не только в полусознательном состоянии, но было совсем бессознательное.
              В картинах была путаница этих понятий. Картина была полуреальная, полууродливая.


              Будучи живописцем, я должен сказать, почему в картинах лица людей расписывались зеленым и красным.
              Живопись — краска, цвет, — она заложена внутри нашего организма. Ее вспышки бывают велики и требовательны.
              Моя нервная система окрашена ими.
              Мозг мой горит от их цвета.
              Но краска находилась в угнетении здравого смысла, была порабощена им. И дух краски слабел и угасал.
              Но когда он побеждал здравый смысл, тогда краски лились на ненавистную им форму реальных вещей.
              Краски созрели, но их форма не созрела в сознании.
              Вот почему лица и тела были красными, зелеными и синими.
              Но это было предвестником, ведущим к творчеству самоцельных живописных форм.
              Теперь нужно оформить тело и дать ему живой вид в реальной жизни.
              А это будет тогда, когда формы выйдут из живописных масс, т. е. возникнут так же, как возникли утилитарные формы.
              Такие формы не будут повторением живущих вещей в жизни, а будут сами живой вещью.
              Раскрашенная плоскость — есть живая реальная форма.
              Интуитивное чувство переходит теперь в сознание, больше оно не подсознательное. Даже скорее наоборот, — оно было всегда сознательным, но только художник не мог разобраться в требовании его.


              Формы Супрематизма, нового живописного реализма, есть доказательство уже постройки форм из ничего, найденных Интуитивным Разумом.
              Попытка изуродовать форму реальную и разлом вещей в кубизме — имеют в себе задачу выхода творческой воли в самостоятельную жизнь созданных ею форм.

    1 - 2 - 3 - 4

    Следующая глава


    Супрематизм (Черный крест на красном овале).

    Казимир Северинович Малевич. Крестьянки в церкви.

    Красная фигура.

    Главная > Книги > Черный квадрат (Книга) > Глава I > Глава I. Часть I > Искусство дикаря и его принципы > Интуитивное в искусстве
    Поиск на сайте   |  Карта сайта
    Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.