БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Ленин.
(из книги "О беспредметности")

1

Страница журнала Кунстблатт Потсдам. 1924. № 10.          Материалистическое мышление, или сознание, настолько еще слабо в человеке, что в момент смерти он так или иначе переводит1 свое материалистическое мироотношение на путь религиозный и путь художества.
          Он как бы хочет спасти себя, его тело от смерти, которая может наступить в процессе материальных движений. Тогда прибегают к сохранению его образа. Таким порядком он переходит в образ, т.е. в тот призрак состояния, который физически, материально неразрушим, неразложим, вне элементов, свободен: наука здесь годна как прикладное знание.

2

          В настоящее время совершилось в мире новое событие, выражающееся в смерти Ленина. Оно показательно тем, что являет собой второе событие после смерти Христа, долженствующее сменить одно мироотношение другим, смена которого сменила образ — материальной действительностью.

3

          Ленин ни одного слова не говорил о ритуале, обряде во имя свое, как о самой главнейшей стороне быта. Он говорил своим ученикам о деле. Он больше учил учеников делать, нежели говорить. Он учил, чтобы не сводили они глаз с окружающего их обстоятельства старого, собирающегося поглотить их, и менее всего обращать свое зрение на сияющие венчики образов, и предостерегал их в этом. Он учил быть материалистами, не доверять ни религии, ни художеству, указав на кинематограф и науку как две системы, фиксирующие действительность вне художественного вымысла.

4

          Я не встречал человека, который бы сказал, что все художественные портреты Ленина отвечают действительности. Большая действительность в его портрете в кинематографе. Таким порядком, портрета Ленина не существует в художестве, он только в будущем, то есть в идеальном. Портрет Христа появился тоже в будущем, но портрет ли? Да. Все узнают и все говорят, что да, Христос действительно похож. Христос молящийся, страдающий, проповедывающий, как живой. Художники создали в конце концов действительность, которая не существовала. Позднее создадут и портрет Ленина, в который коммунисты2 поверят и его художественный образ примут за действительный факт. Но его материальная оболочка не поддается художеству.
          Учение его разойдется с художественным портретом. Он, в образе перешедший из материального бытия в святыню, становится выше над материалистическим планом дела. Образ выше материи. Это то, на что глаза поднимаются выше, вместо того, чтобы смотреть прямо, смотреть стоящему перед собой материалистическому бытию или обстоятельствам. Образ становится источником силы, силы духа для того, чтобы воздвигнуть материальное, в них будет жить дух образа как оформленный факт. Материальная твердыня станет храмом, единственным духовным бытием Ленина, пошлет новый дух. Он3 выше над материей. Он преобразился в образе. Здесь уже неуместно становится употреблять слово "Ленин", как только "Он", "ЕГО", "ИМ". Слово "Ленин" простое, земное и его смешивать можно4 с простыми материалистами. Но если Ленин уже Он, то Он стоит над братской могилой, но не в могиле, ибо ОН не он, как только Он. Он новое духовное их знамя, которое всегда указывает путь впереди ЕГО. Отсюда склеп как куб5, как символ вечности, потому что и Он в нем как вечность. Но это только временно, логика ведет своим железным порядком и укажет, что все, похороненные в могилах, павшие за материализм, временно пребывают в невечности, станут вместе с "НИМ" в кубе царства вечности и воссядут с НИМ в царстве ЕГО нового учения.

5

          Тело его было принесено с Горок (аналогия Горки — Голгофа) и опущено учениками в склеп под гудки фабрик и заводов. Материя Нового Завета зазвучала. Умолкли церковные колокола — Старый Завет. И действительно, больше их не надо, образовался новый обряд, новый траурный орган фабрик и заводов принял на себя Религиозный обряд.

6

          После смерти Ленина, или ЕГО, за нас умершего, материалисты6 должны следовать ЕМУ и пасть в дальнейшем за НЕГО, чтобы приобщиться к НЕМУ. Всю обрядность должна совершить фабрика. Гудки должны сопровождать ленинистов в могилу, как и к жизни. Тело умершего или павшего должно быть несомо на фабрику, в которой должно быть место для совершения ритуала, отпевания умершего и проповеди, заповедной ИМ. Дальше возникает вопрос о связи с НИМ. Эту связь можно совершить через вхождение в куб как вечность. Отсюда мы получаем формы нового религиозного обряда, которые перейдут в быт и вытеснят фактор материалистического бытия, сущность которого внеобрядная.

7

          Со страшною силою религиозный дух зажал материализм в угол, из которого выхода нет иного, как только преображение в образе. Так закончилась жизнь Ленина. Попробуйте исправить ошибку, попробуйте вернуть его в материальный мир. Торжество православного7 духа наступило. Ленин был православный, всю жизнь боролся против угла8 и освобождался сам и всех хотел освободить. Теперь все, кричавшие "Да здравствует Ленин", кричали "Осанна" сегодня, а завтра загнали его в угол9.

8

          После смерти никто из учеников его не верил, что он мертв. Было заявлено народу, что он жив и вечно остается с нами. Так заявляли ученики Христовы, что Христос жив. "Не стройте храмы", — сказал Христос, ибо храм Божий внутри вас10. Могут так сказать и ученики Ленина тоже: "Храм Ленина внутри вас". Ленин не сказал строить храмы своего имени или другие дома называть именем своим. Но их сделали. Это одинаково для всех священных мест11: несмотря на все, их сделали. Так создалось то, чего не хотел учитель. Теперь нет никакого выхода, не разрушив угол. Так сочетается новая религия Ленинизма с коммунизмом. Образ и действительность, дух и материя.

9

          Если придет мысль сжечь останки Ленина в крематории, то и в этом нет спасения. В материализм не вернуться. Сжигание только пополнит аналогии воскресшего Христа, который вошел в пекло огненное, освободив оттуда праведных и собирается во втором пришествии судить преступивших ЕГО учение.

10

          Во втором пришествии я вижу его (его можно видеть) в лице Ленина, который пришел, совершит наказание и спасет праведников. Христос учил: "отдай ближнему одежду, если у тебя есть вторая"12, "люби его, как самого себя", но ближнему своему, пролетариату, имеющий десятки одежды не дал ни одной. Тогда был послан Ленин и покарал их, разрушил храмы и банки и роздал пролетариату все.

11

          Ленин стал в образе, Ленин "ОН", а образ не сожжение, в нем нет материала для огня. Больше — Он не сжигаем. Сжечь огонь может только простого смертного. Но Ленин бессмертный. Все остальные погребены в братских могилах, и мы только знаем, что здесь могилы павших за нас. Это чистые беспредметники, не поддающиеся образу и кисти художника.

12

          Художники изобразительного искусства протестуют против беспредметности, как капиталисты протестуют против коммунизма. Для них исчезает последний оплот, последняя база, основа для существования. Протестуют и коммунисты. Для них исчезает в беспредметном последнее средство отображения быта и портрета. Новое искусство вызвало бурю негодования у общества дореволюционного, и послереволюционного, тем, что лицо, быт, жизнь предметников не стала отображаться, а наоборот, — уничтожаться и деформироваться. У сознания общества отнималась главная опора сознания — нечего осознавать, раз предмет или портрет предмета исчезал. Когда пришлось поставить памятники выдающимся людям, то новое искусство вместо изображения разизобразило лик, обеспредметило его. Это прямая функция искусства. Функция может быть и материалистическая, материя не имеет предмета-портрета. Какая она? С глазами, носом, без ног или множество у нее ног? Многие художники напишут Ленина на смертном одре. Но ведь таковое отображение не будет верным, ибо Ленин бессмертный, т.е. живой. Один из его учеников сказал: "Ленин мертв для мертвых, но живой для живых"13.

13

          Изобразительное искусство, может быть, вновь найдет свое применение, создаст новых Рафаэлей, которые распишут уголки Ленина14 и обратят их в храмы. Развитие такового пути приведет материализм к новой религии, церковь которой будет увешана изображением новой истории чудес и страданий павших от руки капиталистов. Другие были выведены из тьмы религиозной в новый свет материализма, но, к сожалению, к свету, может быть, и яркому, но религиозному.

Часть вторая.15

          Можно говорить, что Ленин учил предметному пониманию природы и потому боролся с образами. Но его не поняли, — создают образы. Как бы учение его увидели не в материи, а в образе отразившегося в ней. Материя стала похожа на зеркало, которое отражает, но само продолжает быть только зеркалом, не превращается в то учение, которое отражается в нем. Ленин — зеркало.
          Ленин отразился в материи как предметная материальная идея, а ученики свидетельствовали факт, что Ленина как материи нет; есть Ленин как образ. Он — Его. И один из учеников Его сказал: "Каждый, кто хоть раз видел живого Ильича, до конца своих дней удержит этот образ в сердце своем". А один из поэтов пропел: "Портретов Ленина, видно, похожих не было и нет, века уж дорисуют, видно, недорисованный портрет". Кто же дорисует теперь его портрет? Художник-поэт16. Но какое сердце послужит ему моделью?

Das Kunstblatt. Potsdam, 1924, №10.


Следующая глава.


Казимир Северинович Малевич. Черт.

Казимир Северинович Малевич. Картина "Плащаница".

Черный крест.

Главная > Книги > Красный квадрат (Книга) > Глава I. > Глава I. Часть I.
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.