1 - 2 - 3
Записка о расширении сознания, о цвете, о молодых поэтах1
Не знаю, уменьшилась ли земля<2или увеличилось сознание нашего творчества.
Но знаю, что рамки Искусства расширились за пределы земли.
Все те, через сознание которых проходят живые токи, расширяющие сознание3, должны выйти из горизонта в пространство и, вечно опускаясь по рассыпанном<у> купол<у> точек, утверждать себя.
Через самоцели живописных цветовых масс готовлю сознание к восприятию пространства, чтобы легче было прорыть туннели господства [в пространстве].
Выдвинув господство чисто живописных масс, Я закончил или вырвал сознание из вещи, чем сброшен был багаж наследия многовековых культур.
Цвет я изъял, и в него переместилось сознание.
Работа сознания с цветом дает самостоятельные конструкции — пространственного ощущения его необъят<н> ой меры и величия; цвет свободный, без примеси вещественности, есть красота его чистая.
Красота цвета омрачается предметностью, также буква оскверняется словом, знаком вещи в поэзии.
Уже не раз были попытки провести лозунг буква для буквы, краска для краски, звук для звука.
Но все усилия остались тщетны.
И самые <сильные> из сильных вождей пали под тяжестью предметного багажа земли.
Красивое лицо земли, одетое в прекрасные украшения, ув-лекл<о> сознание своей тайной загадкой.
Не знаю, была ли то загадка на самом деле или же ее сделали тайной.
Нет на земле тайн! Ибо [, мне кажется,] тайна хранится за пределами сознания.
Но думаю, что тайна это часть, которую сознание не успело проглотить.
Сознание самый <большой> из больших сосков, которыми питается и увеличивается разум.
Меня очень интересует тот момент, когда разум поглотит все, увеличит себя наравне с миром. Предполагаю, что этот момент будет достижением его царства и что все распылится4и будет двигаться не примитивным образом, как теперь, а более устойчивы<м> и разумны<м>.
Земля — красивое лицо, каждое ее украшение сделали тайной, или, иначе сказать, создали себе кумир и поклоняются. Язычество.
Но должно быть нечто другое, какое-то Христианство, но не новый Бог. И то, что сотворю, не есть святыня; где есть святыня, нет движения.
До сей поры — святыня земли и ее украшения. Поэты и художники связаны ею.
Одни молятся и преклоняются, другие дерзают в глубине ее алтаря.
Картины и поэзия есть молитвы их перед лицом ее красоты.
Картины, поэзия и звуки композитора — молитвы к земле, моление об открытии уст ее.
Но она немая, так как языка ее не могут понять.
Отсюда плач поэтов, вопли и стоны, признание своего бессилия, бессильное шептание бесконечной вереницы слов вещей, бесконечные ряды картин предметов.
Все усилия нежных перепевов и грубых заявлений расшибались о немые губы земли.
Создавали богатырей ббльших, чем сами, или думали победить уста.
Но Богатыри распылялись так же, как и их молитвы.
Так распылялось и распыляется сознание и Разум на мелкие нити <, привязанные> к вещам, ум их привязан к вещи.
Вся энергия художников уходила в землю и в вещи; вместо того, чтобы уходить из н<их, она> всасывалась как вода в губку.
1Печатается по рукописи с правкой (7 л. большого формата разграфленной в клетку бумаги, черные чернила). Архив ФХЧ.
Нумерация авторская, арабскими цифрами посредине наверху листов.
Слева вверху карандашом рукой Н.И.Харджиева проставлено: «<1916?>".
Текст автором не завершен, седьмой лист заполнен до половины и прерывается на полуфразе.
Составитель выражает искреннюю благодарность за консультации А.Е.Парнису.
Название дано составителем по содержанию работы.
Датируется летом 1916 года. Публикуется впервые.
2"Не знаю, уменьшилась ли земля..." — визионерский образ-рефрен, проходящий через ряд сочинений Малевича этого периода. См. также произведения: "Не знаю уменьшилась ли земля...", "Уста Земли и Художник" в наст. изд.
3"Расширение сознания" — одно из ключевых понятий в сочинениях философа-оккультиста П.Д.Успенского, развитое впоследствии М.В.Матюшиным в теорию "расширенного смотрения". См.: Повелихина А. Антропологизм Матюшина: система "ЗОР-ВЕД" при восприятии натуры // Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде XX века. М.: RА, 2000. С. 43-49.
4О генезисе понятия "распыление", одном из определяющих терминов супрематического дискурса Малевича, см.: Шатских А. Теоретическое и литературное наследие Казимира Малевича // Сарабьянов Д., Шатских А. С. 180.
Предыдущая глава
1 - 2 - 3