У-эл-эль-эл-ул-те-ка. Нота людям 16 июля1
Новый мой путь! Манифест <тем,> которым минуло 5 лет отроду
1)Ниспровержение Старого Мира Искусств да будет вычерчено на ваших ладонях2.
2)Став на экономическую супрематическую плоскость квадрата как совершенства современности, оставляю его жизни-основанием экономического развития ее действа.
3)Новую меру, пятую, оценки и определения современности всех Искусств и творчеств объявляю Экономию. Под ее контроль вступают все творческие изобретения систем, как техники машин- сооружений, так и системы других Искусств, живописи, музыки, поэзии, ибо последние суть системы выражения внутреннего движения иллюзированного в мире осязания3.
4)Жизнь подсобный путь — и служит как тендер паровозу в его главном пути. Все изобретения систем передвижения есть главное в цели преодоления бесконечного, но не харчевые экономические;
5)Энергийная сила побуждает к движению существующие в человеке элементы, которые через экономический центр формируются в творческую форму системы или знака иллюзии, реализованной в мозгу как техническое совершенство видимого мира.
6)Все формы культуры нашего совершенства — суть цель харчевая во всех видах насыщения нашего организма — являются техническим действом, будь оно техника сооружений или искусства; в обоих одна и та же задача насытить совершенством Культуры; для этого все делаю и все это вижу в них, и это побуждает меня к совершенству; будучи на паровозе бесконечности пути - обращаю внимание на тендер как един <ственную> цел<ь> своего удобства и когда не вижу смысла в беге паровоза.
7)В тендере вижу жизнь, ибо в нем экономический харчевой шаг и за жизнею его не вижу действительности, ибо подсобный путь жизни стал культурою изобретений ради жизни. По-за жизнею действительность действительность в пути, но не в тендере жизни, способствующей движению в пути.
8)Переустройство Государства на новый экономический лад — переустройство жизни (тендера) в совершенную культуру, ибо путь бесконечности стал выше и сменил подсобный харчевой путь жизни.
9)Жизнь [второстепенное] первостепенное, но ее первостепенное предназначено для головного движения. И мы эту суть как высшую суть движения должны окружить первенством жизни. Жизнь — топливо, обслуживающее мою цель движения.
10)Нет ни первого, ни второго в выражениях Искусств, ибо все одинаково устремлены бесконечностью, и потому жизнь вся для них вспомогательная сила.
11)Все Искусства вчерашнего должны угасать, ибо их экономическое уже не соответствует сегодняшнему.
12)Новая эпоха и мера всей культуры форм — экономия.
13)По мере поднятия вселенского экономического движения идет пере устройство жизни.
14)Вся Вселенная с Ураном, Сатурном, Солнцем, Марсом, Меркурием, Нетуном и всем Млечным Путем находится в нашей мозговой влаге и видится нам как иллюзия.
15)В себе совершаю движение и как иллюзию вижу <его> в осязаемом мире.
16)Ныне мир зеленый мяса и кости стал на грань совершенства неорганического мира.
17)Экономическое служит совершенством, обеспечивающ <им> ход силе У-эл-эль-ул-эл-те-ка, которая в центре своем имеет мозговую влагу как совершенство выражения, Уэла несомых им из по-за жизненной бесконечности мира.
18)Мир разделяется на духовное и недуховное; духовное результат действа духовной силы, но духовная сила имеет определенный свой мир, его можно обрисовать в органическом мире; другая сила нового мира, неорганического, - металлический мир. Последний строится силою металлов и освещается металлическим огнем, электричество - свет металлов, солнце - свет духовного органического мира.
1Печатается по рукописи (1л. писчей бумаги большого формата, зеленые чернила). Вверху листа в три строчки надпись-заголовок: "У-эл-эль-эл-ул-те-ка. Новый мой путь! Манифе<с>т которым минуло 5 лет отроду". На уровне первой строки справа в две линейки заголовок: "Нота людям 16 июля". Рукопись "О новых системах в искусстве", хранящаяся в архиве ФХЧ и опубликованная в Витебске в декабре 1919 года, датирована автором: "1919 года, 15 июля. Немчиновка". Эпиграфом к вступлению в книге "О новых системах в искусстве", собственноручно написанном Малевичем на литографском камне, послужили строки: "Я иду // У-эл-эль-ул-эл-те-ка // Новый мой путь". Витебскую книгу завершает собственноручно написанное Малевичем "Установление А в Искусстве", состоящее из 18-ти пунктов и в определенной степени варьирующее некоторые положения настоящего манифеста. В период жизнедеятельности Уновиса правописание заумной строчки в названии данного манифеста стало каноническим. В отличие от предшествующих четырех деклараций, настоящий текст написан чернилами; лист использованной бумаги также отличается по размерам от пяти предыдущих — он на сантиметр больше по высоте. Название авторское. Дата авторская, 16 июля 1919 года. Публикуется впервые.
2Первый пункт настоящего манифеста стал впоследствии лозунгом Уновиса; он был помещен на обложке книжки "О новых системах в искусстве" (Витебск, 1919).
3Пункты 1-3 составили вступление к литографированной книге "О новых системах в искусстве", написанное собственноручно Малевичем. См.: Малевич, т. 1, с. 153.
Иллюстрация 6 | Картина Малевича 1-е действие, 2-я картина. Зеленое и черное. | Казимир Северинович Малевич. Картина Корова и скрипка. |