|
В 1910-1920-х годах русский авангард в корне меняет искусство и побуждает художников на сотворение принципиально новых выразительных средств в своих картинах. Основным движением было в самом прямом и широком смысле этого слова изменение точки зрения на натуру. Как объект изображения натура перестала интересовать художников и выступала только как импульс для создания произведения. В данный период и появилось понятие «кубофутуризм», а Казимир Малевич являлся одним из самых ярких представителей данного направления. Его картина «Портрет М. В. Матюшина» очень четко выражает сочетания концепции движения от футуризма и принципы разложения формы в кубизме. Иными словами, работая над этой картиной, автор воспринимает художественные формы изнутри и снаружи одновременно и стремится построить композицию с движущейся точки зрения.
Дата создания картины датируется 1913 годом, но написана она была, скорее всего, летом этого года. Именно тогда, в Финляндии на матюшинской даче К.Малевич, А.Крученых и М.Матюшин работали над футуристической оперой «Победа над Солнцем». То, что именно Михаил Матюшин попал в его герои для написания картины, глубоко символично. Хотя как личность он был универсалом в искусстве. И его разнообразные грани довольно хорошо переданные на полотне.
Почему именно Матюшин? Может потому что, именно он был соратником и другом Малевича или может, потому что в конце 1900-х годов он стал одним из активных участников нарождавшегося футуризма. Михаил Матюшин был тесно связан с футуризмом, он сочинил «живую» музыку двух футуристических опер в частности для знаменитой оперы «Победа над Солнцем» передавая сложный и заумный язык, который на то время возник среди поэтов-футуризмов. Также в 1913 году он перевел книгу французских кубистов «О кубизме» на русский язык. Он плотно интересовался математикой и скорее всего идею «четвертого измерения» Малевич усвоил благодаря Матюшину и его пересказам. Данная идея стала крайнеугольным камнем в его теоретических работах. Проецирование «внутренних ощущений» автора и есть основным принципом полотна, ну и портрета в целом.
Портрет Матюшина выполнен маслом, а изображение, полностью построенное на основе кубистического разлома форм. Мы видим, как предметные очертания как будто распадаются на различные составные элементы, которые в свою очередь складываются в геометрические фигуры. Малевич все эти формы рисует в разных ракурсах и разворачивает их под разными углами геометрической плоскости. При этом геометрические формы между собой не связанные по смыслу, создают сложную композицию и впечатление подвижности. Заметим, что передать ощущения движения – это основная задача футуризма. В некоторых элементах очень заметно прорисовываются объемные формы.
С другой стороны визуально можно увидеть как все элементы, построенные снизу вверх и горкой (низ горки в глубине полотна), начиная от больших частей композиции к меньшим, а сверху часть головы и клавиатура, завершающие так называемую горку. Это может быть связано с прошлым Матюшина. Чуть дальше элементы в темных тонах – еще не совсем забытые события из далекого прошлого, ближе яркие элементы – свежие впечатления.
Данная техника выполнения роднит Малевича со стилем произведений Пикассо и Брака, которые считаются отцами кубизма и выполняют свои работы в кубическом направлении. С одной стороны он эксплуатирует метод, а с другой выполняет его со своими понятиями, при этом использует богатую цветовую гамму и свободно оперирует цветом. Чего не скажешь о работах основоположников кубизма, так как они работали в основном в монохромной технике.
|
|