БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Портрет М. В. Матюшина (К.С. Малевич)

Анализ картины Казимира Малевича «Портрет М. В. Матюшина»


Фрагмент 1

В 1910-1920-х годах русский авангард в корне меняет искусство и побуждает художников на сотворение принципиально новых выразительных средств в своих картинах. Основным движением было в самом прямом и широком смысле этого слова изменение точки зрения на натуру. Как объект изображения натура перестала интересовать художников и выступала только как импульс для создания произведения. В данный период и появилось понятие «кубофутуризм», а Казимир Малевич являлся одним из самых ярких представителей данного направления. Его картина «Портрет М. В. Матюшина» очень четко выражает сочетания концепции движения от футуризма и принципы разложения формы в кубизме. Иными словами, работая над этой картиной, автор воспринимает художественные формы изнутри и снаружи одновременно и стремится построить композицию с движущейся точки зрения.

Дата создания картины датируется 1913 годом, но написана она была, скорее всего, летом этого года. Именно тогда, в Финляндии на матюшинской даче К.Малевич, А.Крученых и М.Матюшин работали над футуристической оперой «Победа над Солнцем». То, что именно Михаил Матюшин попал в его герои для написания картины, глубоко символично. Хотя как личность он был универсалом в искусстве. И его разнообразные грани довольно хорошо переданные на полотне.

Почему именно Матюшин? Может потому что, именно он был соратником и другом Малевича или может, потому что в конце 1900-х годов он стал одним из активных участников нарождавшегося футуризма. Михаил Матюшин был тесно связан с футуризмом, он сочинил «живую» музыку двух футуристических опер в частности для знаменитой оперы «Победа над Солнцем» передавая сложный и заумный язык, который на то время возник среди поэтов-футуризмов. Также в 1913 году он перевел книгу французских кубистов «О кубизме» на русский язык. Он плотно интересовался математикой и скорее всего идею «четвертого измерения» Малевич усвоил благодаря Матюшину и его пересказам. Данная идея стала крайнеугольным камнем в его теоретических работах. Проецирование «внутренних ощущений» автора и есть основным принципом полотна, ну и портрета в целом.

Портрет Матюшина выполнен маслом, а изображение, полностью построенное на основе кубистического разлома форм. Мы видим, как предметные очертания как будто распадаются на различные составные элементы, которые в свою очередь складываются в геометрические фигуры. Малевич все эти формы рисует в разных ракурсах и разворачивает их под разными углами геометрической плоскости. При этом геометрические формы между собой не связанные по смыслу, создают сложную композицию и впечатление подвижности. Заметим, что передать ощущения движения – это основная задача футуризма. В некоторых элементах очень заметно прорисовываются объемные формы.

С другой стороны визуально можно увидеть как все элементы, построенные снизу вверх и горкой (низ горки в глубине полотна), начиная от больших частей композиции к меньшим, а сверху часть головы и клавиатура, завершающие так называемую горку. Это может быть связано с прошлым Матюшина. Чуть дальше элементы в темных тонах – еще не совсем забытые события из далекого прошлого, ближе яркие элементы – свежие впечатления.

Данная техника выполнения роднит Малевича со стилем произведений Пикассо и Брака, которые считаются отцами кубизма и выполняют свои работы в кубическом направлении. С одной стороны он эксплуатирует метод, а с другой выполняет его со своими понятиями, при этом использует богатую цветовую гамму и свободно оперирует цветом. Чего не скажешь о работах основоположников кубизма, так как они работали в основном в монохромной технике.

Основная1

Основная2 Фрагмент 2

При всей абстрактности особенностью картины являются во множестве рассыпанные реалистические детали, которые хоть как-то связанные с Михаилом Васильевичем Матюшином. К примеру, фрагмент ящика с замочной скважиной и с вынутым ключом, по мнению некоторых исследователей, указывает нам на скрытый, даже можно сказать полностью закрытый характер Матюшина.


Фрагмент 3

Важным элементом на Катрине «Портрет М. В. Матюшина» является фрагмент головы с волосами, которые расчесаны по бокам и четко видно пробор. По свидетельству знавших Матюшина людей, то данное представление точно повторяет его прическу. Это, пожалуй, единственный «портретный» элемент так называемого данного «портрета», который хоть как-то нам указывает на существования личности на полотне.

Основная3

Основная4 Фрагмент 4

Рассматривая картину первым делом нам видно клавиатуру. Это деталь также связана с Матюшиным, ведь он был не просто художником, но и композитором. И совсем не трудно догадаться, что белые прямоугольники, которые разделяют картину на две части и выстроенные в прямую линию ни что иное, как клавиатура фортепиано. Стоит заметить, что нарисована она без черных клавиш, рассказывая нам тем самым о своеобразной музыкальной системе Михаила Васильевича Матюшина. Данная деталь на полотне передает авторское «ощущение» музыкальной одаренности портретируемого героя этого произведения искусства.


Основная6 Фрагмент 5

Фрагмент 6
Среди всех разбросанных реалистических деталей, можно мельком заметить пуговицу на одежде и как будто присутствует галстук на полотне. Хотя несут ли эти элементы, какую то смысловую нагрузку мало кому известно. Бытует мнение, что это просто совпадение или же банальное воображение наблюдающего человека.

Основная5

Фрагмент 7

Нашему вниманию представлен еще один загадочный элемент полотна. Многие критики до сих пор не знают ответ на вопрос: «А что хотел передать или донести нам Казимир Малевич данным элементом?». Речь идет о размытом угле картины – там, где должна стоять подпись художника. И не просто размытый, а как будто своеобразный «туман» в углу, при этом элемент на заднем плане представлен без четких линий.

Несомненно, картина «Портрет М. В. Матюшина» – это яркий представитель художественного направления кубофутуризма, так как соединяет все идеи кубизма и футуризма воедино.

Основная7

Красный дом.

Красная конница.

Четыре фигуры с серпом и молотом.

Главная > О творчестве > Анализ картины «Портрет М. В. Матюшина»
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.