БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Скачет красная конница (К.С. Малевич)

Анализ картины Казимира Малевича «Скачет красная конница…»


Дата

Все абстрактные работы Казимира Малевича на сегодняшний день очень знамениты во всем мире, и именно они в будущем позволили ему стать самым известным русским авангардистом-художником. Но в те времена в самой России эти полотна были исключены полностью из истории искусства.

И только одну единственную картину советская власть признавала. А именно шедевр «Скачет красная конница…».

Эта картина Казимира Малевича очень долгое время была одним и единственным полотном из абстрактных работ мастера написанной в 1928-1932 годах. Многими критиками она описывалась в советском искусстве, при этом признавалась официальной историей, благодаря своему названию и воплощению событий Октябрьской революции. Наверное, именно поэтому власть одобрительно к ней относилась.

Художник преднамеренно в правом углу холста закрепил дату «18 год» и специально создал надпись на обороте, дабы всем преподнести свои мысли и побуждения о Красной армии и революции. Фраза звучала громко и ее многие услышали: «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы».

Дата

Небо и земля Небо и земля

Такая надпись, вообще не свойственна автору по духу, потому что отличается она страной простотой. При этом нас заставляет задуматься о более глубоком смысле, заложенном Малевичем в произведении.

Рассматривая и анализируя картину в целом можно выделить несколько важных моментов: во-первых, изображение на полотне явно разделено на три равноправных по смыслу части: земля, люди (скачущая конница) и небо. Это обращение к трем основным и главным свойствам мироздания, дабы сделать новую никому не известную вселенную, что собственно и делала советская власть в те времена на обломках старой и забытой империи.

Во-вторых, большую часть полотна занимает небо, а четкая линия горизонта разделяет картину в пропорции 0,618, в точном отношении золотого сечения (земля : небу = небо : целому = 0,618). Этот всем известный прием почти везде описывался и при этом довольно громко обсуждался, если на картине была линия горизонта (небо-море, небо-земля…). Важно сказать, что именно на полотне «Скачет красная конница…» максимально переданное точное соотношение золотого сечения, что было редкостью на то время. И этот факт многие критики хвалили, а картину ставили в первых рядах, как пример для подражания.

В-третьих, можно заметить невооруженным взглядом, что конница нарисована как одно целое и в тоже время, каким то образом структурированная. Мы видим три группы людей на лошадях, по четыре всадника, но если присмотреться, то каждый всадник как будто расплывается и «расчетверяется», благодаря чему передано ощущение четырех рядов.


Конница Малевича

Почему именно три группы по четыре всадника? Ответ простой: именно четверка и тройка больше всего участвуют в организации человеческого представления о реальности. При этом четверка в большей степени коррелирует с наиновейшими специфическими и архаическими представлениями, тогда как тройка – с классическими. Три группы всадников, некоторые критики, сопоставляют со знаменитыми тремя русскими богатырями.

Нижняя часть полотна, а именно земля представлена не в своем внешнем и обычном облике, а как будто в разрезе. Ведь можно было просто нарисовать открытую степь, как бы сделал любой другой художник-реалист, но Малевич нам передает, по сути, чертеж земли со скрытым внутренним смыслом. Перед нами в поперечном разрезе земля выполнена ровно из двенадцати цветов.

Здесь присутствуют основные цвета – белый и черный, красный и коричневый. Еще задолго до национал-социализма эти цвета играли свою роль в соответствующей символике. Красный и белый как будто сравнивают два лагеря Гражданской войны. Красный цвет выступает как цвет крови, как цвет традиционного компонента родной земли, стоит только вспомнить фразу «земля, пролитая кровью». Белый – цвет чистоты и незапятнанности. Коричневый и черный более знамениты как символы почвы. Но кроме основных цветов мастер использует и другие: пурпурный цвет передает царственность, желтый выступает как золото или солнце и, скорее всего, обозначает богатство (солнце для земли, а земля для богатства) и др.

Конница

Земля Земля

Земля, которая представлена двенадцатью цветами, несет еще и дополнительные ассоциации: двенадцать знаков Зодиака, двенадцать месяцев, двенадцать делений на циферблатах. При этом все цвета на картине наезжают друг на друга и «перетасованы», как бы передавая нам, что все значения связанные между собой.

Как видим, число двенадцать на полотне использовано два раза: двенадцать всадников и двенадцать цветов, которыми выполнена земля в разрезе. Это не случайность. Двенадцать – это произведение четырех и трех и как уже обозначали, то это очень важные цифры. Здесь они связанные и с революцией. Четверка соотноситься с процессом, которым кто-то направленно руководит, а тройка соответственно с неуправляемым процессом. А революция по сути два этих процесса тесно связанные между собой, с одной стороны она подобна стихийному бедствию, а с другой выступает как проект, который был заранее подготовлен определенными людьми.

Небу на картине отведена большая часть, так как линия горизонта заметно смещена вниз. А пространство перед конницей почти в два раза больше чем сзади. Малевич специально смещает центр картины вправо и вниз, что дает ощущение интенсивного движения вверх и влево. Конница как будто мчится к огромным, небесным перспективам. Художник хотел передать нам скрытый смысл, что и революция (новая сила) стремительно развивается как в революционном, так и в эволюционном планах.

Картина Малевича «Скачет красная конница…» выступает очень энергетически заряженной и выразительной. Она характерна для нашего художника-мыслителя: с одной стороны с философским подходом, а с другой математическим, благодаря идеальному золотому сечению. Все образы просты и улавливаются без всякого анализа всеми зрителями, стоит только внимательно присмотреться к этому произведению искусства.


Две крестьянки и крестьянин (Около 1930 г.)

Молитва (Малевич К.С.)

1-е действие, 2-я картина. Зеленое и Черное.

Главная > О творчестве > Анализ картины «Скачет красная конница…»
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.