БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Сравнительный анализ портретов Казимира Малевича и Константина Сомова

Синий портрет (К.С. Малевич) Перед нами два портрета разных авторов: «Синий портрет» Казимира Малевича и «Спящая молодая женщина» Константина Сомова, также выполненная в синей цветовой гамме. И вместе с тем эти портреты выполнены в совершенно различной манере и коренным образом отличаются друг от друга.

Чтобы понять и проанализировать эти произведения, необходимо понять особенности творчества обоих художников.

Итак, Казимир Малевич – художник-авангардист, чьи картины создавались в период с 1900 по 1934 годы. За 34 года своего творчества этот художник создал огромное количество произведений и выстроил целую систему обоснования своей живописи, под названием «супрематизм». Суть супрематизма сводилась к созданию художественных изображений путём сочетаний геометрических форм. Так рождаются геометрические портреты Малевича, созданные из квадратов, треугольников, трапеций и прочих геометрических фигур. Так родился и его знаменитый «Чёрный квадрат». Малевич принадлежал к художникам-авангардистам и целью его «геометрического» творчества было «зарезать» искусство живописное и заменить его подобными образцами. Его картины интересны, как необычный эксперимент в сфере живописи.

Картины Малевича преимущественно сюжетно-бытовые: устремляется к воде неуклюжий «Купальщик» с ластоподобными конечностями, окаменел, словно памятник, оплывший книзу «Садовник», лихо изогнуты в трудовом раже «Полотёры». Картины художника отличает неимоверная сила цвета, большая красочная интенсивность, которая словно деформирует композицию и рисунок своим брутальным напором. Эти картины антиреалистичны, несмотря на их приземлённость. Не только с позиции академических канонов, но и с точки здравого смысла не может быть в человеческих фигурах таких анатомических аномалий, которые характерны для «Полотёров» и «Купальщика». Малевич преследовал цель создать картину как самостоятельный организм, построенный по собственным законам, прежде всего по закону цвета. Предшественниками его творчества можно назвать французских фовистов, прозванных «дикими» за их пронзительную цветовую мощь.

Спящая молодая женщина (К.А. Сомов) Творчество Константина Сомова приходится на 1898 – 1939 годы, то есть он творил практически в то же время, что и Казимир Малевич. Однако если Казимир Малевич был ярким представителем авангардного искусства, то творчество К. Сомова ретроспективно, то есть посвящёно изображению прошлого. Ретроспективизм художника заключается не в бегстве в прекрасное «вчера», а скорее в том, чтобы найти в реальном мире незримые и глубоко интимные связи с прошлым. Если Малевич сознательно упрощает свои картины, то произведения Сомова наоборот отличаются изысканной сложностью, а персонажи его картин проникнуты некоей мистической иллюзорностью.

Черты, присущие творческой манере обоих художников, отличают и два их портрета. На «Синем портрете» (1829) Малевича изображена женщина, одетая в синюю блузу. Фон картины также синий. Эту картину ещё нельзя отнести к чисто супрематическим, так как изображение не состоит из геометрических фигур, как на многих картинах Малевича, однако оно содержит в себе немалую толику примитивизма. Из-за покатых неровных плеч женщина кажется очень громоздкой. Черты её лица только слегка намечены. На лице не видны эмоции – оно спокойное и равнодушное. Эта фигура кажется застывшей во времени, вырванной из контекста действительности. В спокойствие синего некоторую тревожность вносит ярко-розовый воротничок. Цвета одежды и фона ярки и бескомпромиссны.

Полной противоположностью данного портрета является портрет Сомова «Спящая молодая женщина» (1909 г). Изображённая на картине женщина действительно молода и очень хороша собой. Её отличает удивительное милое кокетство. Великолепна фактура ткани синего платья, которая кажется столь реальной, что кажется, можно прикоснуться к нему и ощутить наощупь. Поражает и реалистичность изящного и роскошного дивана. Успокаивает и завораживает синий фон, напоминающий красивую драпировочную ткань. Эта картина реалистична и ирреальна в одно и то же время. Она необыкновенно эстетична – спокойствием и гармонией изящной прекрасной молодой женщины, уснувшей на диване, можно любоваться бесконечно.

Конечно, картина Сомова намного более сложна и эстетична, чем картина Казимира Малевича, что впрочем, соответствует общей стилистике обеих художников и их творческим взглядам на искусство.


Первый лист рукописи Supremus. Кубизм и футуризм

Утро после грозы (Малевич К.С.)

Как заехали за лык (Малевич К.С.)

Главная > О творчестве > Сравнительный анализ портретов Казимира Малевича и Константина Сомова
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.