Авангард в русском искусстве
1-2
Казимир Малевич является одним из основных представителей русского авангарда. Чтобы понять роль его творчества в русском и мировом искусстве, необходимо ознакомиться с истоками и развитием мирового и русского авангарда, его целями и устремлениями.
Понятие авангардизм и его отличия от модернизма
Хотя отличия авангардизма от модернизма до сих пор остаются спорными, есть несколько устойчивых традиций понимания различий между ними.
Прежде всего хронологически модернизм является предшественником авангарда. Авангард зарождается в период революционной эпохи начала XX века, тогда как модернизм возникает в конце XIX столетия.
Термин авангард происходит из военной лексики. Его утопическая цель – радикальное преобразование сознания человека посредством искусства. У модернизма те же цели, но авангардисты пошли ещё дальше, предположив, что через искусство можно перестроить не только человеческое сознание, но и общество.
Наконец, модернизм в первую очередь был эстетическим бунтом, революцией внутри искусства. Авангард – это бунт против самой художественной традиции, как впрочем и вообще против любых традиций.
К кризису авангарда привели два пути. В западном либеральном обществе авангард постепенно утрачивает пафос противостояния, а вместе с ним и революционную энергетику. Вопреки своей природе авангард становится одной из эстетических традиций. А в ситуации тоталитаризма (в СССР и гитлеровской Германии) авангард объявляется дегенеративным искусством и вымаран из истории искусств.
Вместе с тем многие идеи авангарда были переосмыслены и обновлены радикальными художниками 90-х годов XX века.
Итак, авангард – это условное название художественных движений и умонастроения художников XX века, для которых свойственно стремление к коренному обновлению искусства, его разрыва с устоявшимися традициями и принципами, в том числе и с реализмом, поиски новых, необычных форм и средств выражения. В противоречивости авангардных движений выразилось отчаяние и растерянность перед лицом общественных катастроф и попытки найти новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь.
Черты авангардизма появляются в ряде школ модернизма в период 1905 – 30-х годов: кубизм, экспрессионизм, фовизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, абстрактное искусство, сюрреализм и пр. В 30-х годах XX в. авангардизм теряет популярность. Несколько оживляется авангардизм после второй мировой войны, как неоавангардизм, укладывающийся в рамки модернизма.
Авангардизм в России
Основные представители авангардизма в России: К. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, П. Кузнецов, В. Татлин, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и др.
Особенностью авангарда было введение в искусство грубой материи жизни, хаотической ритмики современных городов, «поэтики» улицы, наделённой мощной созидательно-разрушительной силой природы. В авангарде не раз декларативно подчёркивался принцип антиискусства, который отвергал не только прежние более традиционные стили, но и привычное понимание искусства в целом. Авангард показывает «странные миры» новой науки и техники – именно отсюда идут не только сюжетно-символические мотивы, но и многие приёмы и конструкции.
С другой стороны через авангард в искусство всё активнее входит магия древности, «варварская» архаика, фольклор и примитив – в виде заимствований из африканского искусства и народного лубка, а также прочих «неклассических» сфер творчества. Мировому диалогу культур авангард придаёт невиданную остроту
1-2
Четыре фигуры с серпом и молотом. | Композиция. | Голова крестьянской девушки (Малевич К.С.) |