БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Авангард в русском искусстве

1-2

Казимир Малевич является одним из основных представителей русского авангарда. Чтобы понять роль его творчества в русском и мировом искусстве, необходимо ознакомиться с истоками и развитием мирового и русского авангарда, его целями и устремлениями.

Понятие авангардизм и его отличия от модернизма

Чёрный квадрат, синяя трапеция и красный круг (К. Малевич)Хотя отличия авангардизма от модернизма до сих пор остаются спорными, есть несколько устойчивых традиций понимания различий между ними.

Прежде всего хронологически модернизм является предшественником авангарда. Авангард зарождается в период революционной эпохи начала XX века, тогда как модернизм возникает в конце XIX столетия.

Термин авангард происходит из военной лексики. Его утопическая цель – радикальное преобразование сознания человека посредством искусства. У модернизма те же цели, но авангардисты пошли ещё дальше, предположив, что через искусство можно перестроить не только человеческое сознание, но и общество.

Наконец, модернизм в первую очередь был эстетическим бунтом, революцией внутри искусства. Авангард – это бунт против самой художественной традиции, как впрочем и вообще против любых традиций.

К кризису авангарда привели два пути. В западном либеральном обществе авангард постепенно утрачивает пафос противостояния, а вместе с ним и революционную энергетику. Вопреки своей природе авангард становится одной из эстетических традиций. А в ситуации тоталитаризма (в СССР и гитлеровской Германии) авангард объявляется дегенеративным искусством и вымаран из истории искусств.

Вместе с тем многие идеи авангарда были переосмыслены и обновлены радикальными художниками 90-х годов XX века.

Итак, авангард – это условное название художественных движений и умонастроения художников XX века, для которых свойственно стремление к коренному обновлению искусства, его разрыва с устоявшимися традициями и принципами, в том числе и с реализмом, поиски новых, необычных форм и средств выражения. В противоречивости авангардных движений выразилось отчаяние и растерянность перед лицом общественных катастроф и попытки найти новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь.

Черты авангардизма появляются в ряде школ модернизма в период 1905 – 30-х годов: кубизм, экспрессионизм, фовизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, абстрактное искусство, сюрреализм и пр. В 30-х годах XX в. авангардизм теряет популярность. Несколько оживляется авангардизм после второй мировой войны, как неоавангардизм, укладывающийся в рамки модернизма.

Авангардизм в России

Смерть красок (Кандинский)Основные представители авангардизма в России: К. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, П. Кузнецов, В. Татлин, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и др.

Особенностью авангарда было введение в искусство грубой материи жизни, хаотической ритмики современных городов, «поэтики» улицы, наделённой мощной созидательно-разрушительной силой природы. В авангарде не раз декларативно подчёркивался принцип антиискусства, который отвергал не только прежние более традиционные стили, но и привычное понимание искусства в целом. Авангард показывает «странные миры» новой науки и техники – именно отсюда идут не только сюжетно-символические мотивы, но и многие приёмы и конструкции.

С другой стороны через авангард в искусство всё активнее входит магия древности, «варварская» архаика, фольклор и примитив – в виде заимствований из африканского искусства и народного лубка, а также прочих «неклассических» сфер творчества. Мировому диалогу культур авангард придаёт невиданную остроту

1-2


Четыре фигуры с серпом и молотом.

Композиция.

Голова крестьянской девушки (Малевич К.С.)

Главная > О творчестве > Авангард в русском искусстве
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.