БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Кубизм

 

07Стоит сказать, что Малевич недолго был увлечен фовизмом и его русским аналогом — «неопримитивизмом». Уже в начале 1912 года он приступил к освоению кубизма. Именно это последнее открытие французского искусства оказалось решающим в его дальнейшем движении «от кубизма к супрематизму». «Станция без остановки» и «Туалетная шкатулка» показывает каждому зрителю этот новый этап в творчестве знаменитого художника Малевича.

Первое, что бросается в глаза каждому, кто хоть раз взглянул на картину, — иллюзия реальности исчезла, целостный предметный мир вовсе разрушен. Композиция была создана из обломков и не значащих деталей — прямоугольников, цилиндров, полукружий, фигур разной формы и цвета. Намек на сюжет, конечно, есть, именно по этому помогают названия картин. В «Туалетной шкатулке» видны деревянные детали, в «Станции без остановки» (Кунцево, где Малевич проводил каждое лето) — клубы дыма, подобие железных ступеней и большой знак вопроса. Но кубистическая «постройка» только поначалу кажется хаотичной и бессмысленной.

Главным ее принципом был контраст элементов. Контрастировать должны были все детали и формы: прямоугольные и круглящиеся, выпуклые и плоские, гладкие и шероховатые, теплые и холодные, светлые и темные, узнаваемые и беспредметные. Такой контраст сумел вывести сам Малевич благодаря работам Пикассо и Брака. Но стоит упомянуть, что сами французы строго его не придерживались и могли писать всю картину в серебристо-охристой гамме мелким одинаковым мазком. Малевич поступает иначе: он «складывает» картину из множества разных вещей. Вещи приятно и интересно разглядывать, он оценивал изобретательность, иногда юмор с оттенком абсурда.

Формальная игра – сказал бы каждый из знатоков, и был бы прав. Но обучение этой игре подводит к восприятию беспредметной живописи, появление которой уже не за горами. Самым главным принципов кубизма является новое понимание пространства. Может показаться, что в описываемых картинах его просто нет, и художник озабочен только размещением форм на плоскости. Но это вовсе не так. Каждая деталь картины расположена как бы на разном расстоянии от нас: что-то ближе, что-то глубже; причем движение идет не от плоскости холста в глубину, как в традиционной постренессансной живописи, а наоборот - наружу, на зрителя.

Именно такая особенность в живописи привела к рождению двух направлений беспредметного искусства: объемных «контррельефов» Татлина - крепящихся к плоскости композиций из дерева, жести и других материалов - и живописного плоскостного супрематизма Малевича. Такие приемы стали новым открытием в русском авангарде. Если посмотреть на обе картины опять, то можно заметить возникшие супрематические плоскости. Они ровно закрашены, а также правильной геометрической формы. Они еще невелики и пока что «ведут себя» смирно.

Забавно видеть, как в «Туалетной шкатулке» крошечный крючок запирает неизвестно что: одним концом он крепится к иллюзорно написанной деревянной панели, другим — к белой супрематической плоскости, «пробравшейся» на первый план. Но это лишь одна из двух граней кубизма. Вторая тоже была сформулированная мастером. Малевич назвал ее вертикальным или «этажным наращиванием» композиции. При этом «верхние этажи» не кажутся легче нижних, как это принято в традиционном искусстве, где есть постоянная оппозиция небо — земля. Если не было бы приметных деталей, то картину можно было бы перевернуть и ничего не заметить. А значит, и общая картина мира пришла бы в негодность с ее линией горизонта, отделяющей небо от земли.

Одним их лучших полотен Малевича того времени стал «Портрет М.В. Матюшина», написанный в конце 1913 года. Здесь то же соотношение предметных «осколков» (клавиши, часть головы с расчесанными на пробор волосами) и отвлеченной беспредметной игры, но есть и нечто новое. Именно здесь Малевичу удается найти верное соотношение и открыть для себя, что же такое ВЕС. По мнению Малевича, картину могут являться тяжелыми или легкими, предметы могут подчиняться законам гравитации и парить, как в невесомости.

В одном из своих писем он писал о том, что <«...> очень трудно добиться веса». «Портрет Матюшина» — является одним из самых «весомых» в творчестве Малевича в этот период. Все его элементы картины, крепкие и массивные, как будто сколочены в прочное, немного неуклюжее сооружение, которое начинает отделяться от фона и готовится пуститься в плавание по белому пространству, уже похожему на «супрематическую бездну».


Три головы.

Крестьянин, гроб, лошадь (ок. 1932 г.)

Магнетический супрематизм.

Главная > О творчестве > Кубизм
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.