Знаменитому «Черному квадрату» Малевича почти сто лет. Все это время дискуссии не утихают вокруг этого произведения. И, конечно, единого мнения у искусствоведов и ценителей живописи до сих пор нет. Зато параллельно существуют две версии создания картины. Одна довольно прозаическая, а вторая исполнена мистики.
Прозаическая история
Малевич готовился к большой художественной выставке. Что-то у него не ладилось с очередным полотном — то ли времени не хватало, то ли он испортил начатую картину. Паникуя, художник поверх изображения темной краской нарисовал простой черный квадрат.
Поскольку он был нанесен на еще не высохший нижний слой красок, верхний растрескался, образуя эффект «кракле». Витиеватая сеть трещин покрыла черную плоскость, и вот в этих хитросплетениях рваных линий каждый продвинутый ценитель живописи и видит что-то свое. Возможно даже то, о чем Малевич и не догадывался.
Немного мистики
В этой истории все иначе. Якобы Малевич потратил на свой шедевр много дней и ночей, работая над ним месяцами. В попытках философски осознать строение мира, его посетило озарение, дающее глубинное понимание сути мироздания. И он написал свой «Черный квадрат». А после этого потерял аппетит и сон. Художник вспоминал потом, что день и ночь он вглядывался в загадочный омут черного квадрата. И даже видел в нем то, что люди находят, вглядываясь в лицо Бога.
Так или иначе, картина стала известной на весь мир. Наверняка даже люди, далекие от искусства, слышали о ней. В чем причина? И об этом тоже спорят искусствоведы.
А ведь Малевич не был первым
Считать причиной успеха полотна новаторство Казимира Малевича нельзя. Пальма первенства в изображении черного квадрата принадлежит не ему, а Полу Билходу. Еще в 1882 г. на парижской выставке «Искусство непоследовательных», где свои творения выставили шесть художников, была показана зрителям картина «Ночная драка негров в подвале». И на ней не было ни негров, ни драки, а лишь черный квадрат.
Очевидно, Казимиру Малевичу повезло. Или он сумел креативно подать свой «Черный квадрат». Ведь в искусстве очень важно уметь преподнести публике даже свои испорченные работы. На той большой выставке, где впервые была выставлена картина Малевича, этой работе он отвел почетное место. Она заняла место в «красном углу», там, где обычно вешают иконы. Художник окружил свой «Черный квадрат» мистикой и получил желаемую реакцию публики. А Полу Билходу и в голову не пришло окружить свою картину мистической тайной и увлечь зрителя философскими познаниями глубин Вселенной. Его картина так и осталась обыкновенным черным пятном на холсте.
Жизнь в большой гостинице. | Картина Казимира Севериновича Малевича Бес. | Картина Малевича Англичанин в Москве. |