БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Смысл

061Казимир Малевич начинал творческий путь в то время, когда большинство художников стремилось к универсализму. Они не только занимались написанием картин, но также и оформляли книги, работали в театре, выполняли декоративные панно, занимались прикладным искусством, нередко выступали в качестве литераторов, интересовались фотографией. Еще во время своей учебы Малевич прибегал к различным видам и техникам искусства. Благодаря своей любознательности, которая была у Малевича с детства, он занимался и литографией, рисовал смешные карикатуры на однокашников на заказ. Малевичу удалось в 1908 году выполнить для фирмы «Брокар», флакон и этикетку для одеколона «Северный». На протяжении долгого времени авторство Малевича не было доказано. Малевич редко упоминал об этом эпизоде своей жизни.

Стеклянный медведь на глыбе льда  вовсе не ассоциировался с его именем. Долгое время эту работу считали работой 1930 годов. Футуризм, который в то время сблизил и художников и поэтов, начал перетекать в супрематизм. Активизировался интерес Малевича к расширению художественной деятельности. Еще до выступления на «0,10» он показал на «Выставке современного декоративного искусства» супрематические эскизы для шарфа и подушки. Дальнейшее развитие стилевых основ супрематизма для мастера происходит в Ленинграде. Поспособствовала этому и школа Малевича.

Сам мастер в 1923 году разрабатывает новые формы посуды и эскизы супрематической одежды. В 1925 году Малевичем был создан беспредметный плакат к кинофильму Ф. Ланга «Доктор Мабузо». Малевич отвергал тип современного изобразительного киноплаката, представляющего собой монтаж кадров из фильмов. В это время для Малевича было важно одно нововведение – он стал заниматься архитектурой. Происходит создание архитектурных моделей — архитектонов. Необходимо сделать одно пояснение. Многие считают, что Малевич просто продолжал работать в новом стиле, который был традиционный для эпохи модернизма- поиск синтеза искусств. Но это не так. Супрематизм скорее осуществлял экспансию в соседние виды искусства, чем тяготел к синтезу с ними.

062Искусство мастера очень трудно понять, если вы не задумывались над причинами культурного катаклизма. Участником такого катаклизма стал Малевич. Отчего же все это произошло. Многие поэты и художники давно пытались погасить солнце и преобразить традиционную картину мира, отменили обычный способ выражать свои мысли, отвернулись от реальности и стали писать на холсте новые формы, которых никто не видел ранее. Но почему же их перестало удивлять содержание природы.

На этот вопрос до сих пор нет ответа, а только лишь предположения. Многие видели ответ на этот вопрос в «загнивании буржуазной культуры». Сегодня же считают, что это технический прогресс, который вторгся между человеком и природой. Разрушились многие ценности и религия. А может быть, это связано с «восстанием масс», проще говоря, с нежеланием человека подчиняться авторитетам. Ясно лишь одно: «тектонический сдвиг» авангарда оказался параллельным не менее мощным разломам русской политической истории. Их общие корни являются очевидными. Достаточно вспомнить, что и русский авангард, и русская революция имели сходное происхождение — западную мысль, получившую на отечественной почве мощную и бурную реализацию. Они шли по пути протеста и бури.

Сроки начала и конца совпадают. На этом сходства ограничиваются. Каждая из многочисленных революций заканчивается своими идеалами. На ранней стадии идеалами была свобода, но пути художников и политиков разошлись в разные стороны. Главной идеей русского авангарда была вера в скорое наступление эры «Великой Духовности». Малевич же мечтал о том, чтобы «увидеть мир супрематическим». Но на протяжении долгого времени он вкладывал в это совершенно другой смысл. В годы Уновиса супрематическая утопия близка коммунистической.

С утратой доверия к политической революции и новой государственности Малевич пересматривает и идеи супрематизма. Именно они теперь для него значат высшее и наиболее чистое воплощение «искусства как такового». Малевич считал, что именно искусство является одним из путей к Богу, совершенству и покою. Искусство отличалось от всего, что было в то время. «Художественные создания,- говорил Казимир Малевич,- это высшие ценности: в отличие от научных, политических, экономических идей они не устаревают и остаются востребованными во все времена».


Церковь (Малевич К.С.)

Жница. Трое. (Малевич К.С.)

Первый лист рукописи Supremus. Кубизм и футуризм

Главная > О творчестве > Смысл
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.