БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича

8 февраля - 20 мая 2005 г.

8 февраля в ГМИИ изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка "Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича".

"Ангел Златые Власы". Около 1200 г.Отношения России и Италии в большой степени объясняются общностью культурных и религиозных истоков, их византийским происхождением, и именно эта общность отличала их от других европейских стран.

Экспозиция выставки делится на несколько разделов. Открывают ее памятники византийского искусства высокого художественного уровня. Среди них мозаика XI века «Святые жены» из собора Сан Марко в Венеции, представляющая собой фрагмент композиции «Распятие», знаменитая икона начала XIII века, получившая на Руси название «Ангел Златые Власы», из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге, никогда ранее не покидавшая стен музея; икона первой четверти XIV века, периода расцвета византийского искусства – «Собор двенадцати апостолов» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Одним из редких экспонатов раздела является серебряная с позолотой курильница конца XII века в форме пятиглавого собора – из Сокровищницы собора Сан Марко в Венеции.

Общее византийское наследие в дальнейшем образует два пути развития искусства – русский и итальянский; это наглядно представлено в экспозиции выставки, где дается сопоставление произведений двух школ. С течением времени дистанция между ними увеличивается и до начала XVIII века контакты в художественной сфере носят спорадический характер. В России утверждается прямая преемственность византийского искусства. Иконы разных школ следуют строгим канонам, однако отличаются друг от друга особенностями стилистического решения и мастерством исполнения. Русская иконопись на выставке представлена произведениями разных школ и разных периодов, начиная с XIV и вплоть до XVII века. Среди экспонатов – иконы кисти Андрея Рублева и его помощника Даниила Черного, «Распятие» Дионисия, а также предметы церковной утвари. Начиная с XV века, сначала в Москве, а затем и в других русских городах работают приглашенные из Италии мастера, и среди них искусный архитектор и Аристотель Фьораванти, построивший Успенский собор в Московском Кремле.

С.Боттичелли. "Клевета". 1494-1495 гг.В Италии опыт византийского искусства оставался актуальным до конца XIII века и по-разному интерпретировался в соответствии с местными традициями разных художественных центров (Рим, Флоренция, Венеция, Сицилия). Отголоски византийских традиций очевидны в творчестве таких мастеров рубежа XIII–XIV веков, как Дуччо из Сиены («Мадонна с Младенцем и шестью ангелами» из Национальной галереи Перуджи) и Паоло Венециано («Мадонна с Младенцем на троне» из Галереи Академии в Венеции), вошедших в историю как основоположники местных школ живописи. Их современником был флорентиец Джотто, первым порвавший с византийской традицией и вступивший на путь создания нового художественного языка, для которого характерен интерес к пространству и объемной форме. Показанная на выставке композиция «Св. Стефан» из собрания Музея Хорн во Флоренции – одно из лучших станковых произведений великого мастера, стоявшего у истоков обновления европейского искусства.

Важный раздел экспозиции составляет живопись итальянского Возрождения XV–XVI веков. Именно в этот период утверждаются новые гуманистические идеалы, а в изобразительном искусстве – новые принципы передачи пространства и человеческой фигуры. Это был один из величайших переворотов, оказавших влияние на все европейское искусство. Среди мастеров XV века на выставке можно видеть работы наиболее значительных мастеров эпохи – живописцев Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья, Джованни Беллини, Боттичелли, скульптора Донателло. Особого внимания заслуживают фрагмент фрески с изображением св. Юлиана работы Пьеро делла Франческа из Городского музея в Сансеполькро. Этот бесценный памятник был случайно обнаружен в 1954 году под слоем штукатурки в одной из церквей. К числу шедевров итальянской живописи XV в. принадлежат небольшая картина Мантеньи «Св. Георгий» (Галерея Академии в Венеции) и знаменитая композиция Боттичелли «Клевета» (Галерея Уффици во Флоренции). Искусство Высокого Возрождения представлено творениями ведущих мастеров эпохи – Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Микеланджело. Самые прославленные из них – «Донна Велата» Рафаэля и «Портрет Пьетро Аретино» Тициана (Палатинская галерея во Флоренции).

Произведения художников XVII века – Караваджо, Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Лоренцо Бернини – представляют следующий этап развития итальянского искусства классической поры.

Ситуация параллельного существования двух путей в искусстве, когда случайные контакты лишь подчеркивали глубину различий, была решительно изменена волей Петра Первого. Мир не знает подобного примера культурного переворота в истории больших цивилизаций. После Петра русское искусство уже вполне сопоставимо с европейским – изменилась его тематика, появились светские сюжеты, возник портрет. В русское искусство проникает распространенный в Европе стиль барокко.

Искусство XVIII века представлено произведениями крупных итальянских и русских живописцев, таких как Алессандро Маньяско, Джамбаттиста Тьеполо, Франческо Гварди, Бернардо Беллотто, с одной стороны, и Иван Никитин, Федор Алексеев, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский – с другой. С конца XVIII столетия художественные связи России с Италией становятся все более интенсивными. Особенно плодотворными и регулярными они были в таких областях, как архитектура (участие итальянских зодчих в строительстве Санкт-Петербурга) и собирательство произведений итальянского искусства в России.

С начала XIX века русские живописцы по окончании Петербургской Академии художеств направляются на стажировку в Рим. Многие из них завоевывают признание в Италии. Пейзажист Сильвестр Щедрин, прославившийся своими видами Неаполя, остается в Италии до конца жизни. Портретист Орест Кипренский удостаивается высокой чести быть представленным своим автопортретом в Галерее Питти во Флоренции. Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызывает сенсацию не только в Италии, но и во всей Европе, не говоря уже о России. В Италии создает свое гениальное полотно «Явление Христа народу» Александр Иванов, трудившийся над ним без малого 30 лет.

Если XVIII век – время непосредственного общения искусства и культуры России и Италии, то XIX столетие – период от романтизма до авангарда – можно охарактеризовать как время, когда русское искусство, сохраняя национальное своеобразие культурной проблематики, обретает, подобно итальянскому, общеевропейский масштаб. В этом убеждает экспозиция выставки, где в ряде случаев используется прием сопоставления произведений художников двух стран: «Портрет Пушкина» Тропинина и «Портрет Уго Фосколо» Фабра; «Неаполь в лунном свете» Сильвестра Щедрина и «Ночной праздник в Венеции» Ипполито Каффи; пейзажные композиции Валентина Серова и Телемако Синьорини; жанровые работы Ильи Репина и Антонио Манчини; портреты Крамского и Пелиццы да Вольпедо. Подобный принцип сопоставления позволяет продемонстрировать общность художественных поисков при национальном своеобразии каждой из школ. Одним из бесспорных шедевров данного раздела является знаменитая картина Врубеля «Демон» 1890 года из собрания Третьяковской галереи.

Специальный раздел выставки посвящен русской архитектуре в ее сопоставлении с архитектурой итальянской; он охватывает период с XII по середину XX века. По сравнению с выставкой в Риме этот раздел в Москве получил новое звучание. Здесь представлены главным образом архитектурные проекты и макеты, принадлежащие как русским, так и работавшим в России итальянским архитекторам. Наиболее ранние памятники – макеты церкви Покрова на Нерли и Грановитой палаты Московского Кремля. Отдельные макеты представляют собой подлинные шедевры мастерства их исполнителей – например, проектная модель Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге (1750–1756). Экспонаты данного раздела предоставлены Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени Щусева в Москве и Научно-исследовательским музеем Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге. В XVIII–XIX веках в России работали крупнейшие итальянские архитекторы – Франческо Бартоломео Растрелли, Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги, Карло Росси.

Выставка завершается временем окончания Первой мировой войны, когда диалоги и споры в художественных салонах и оппозиционных объединениях постепенно угасали в обеих странах. Искусство России и Италии вступило в период новых, не менее сложных и интересных отношений друг с другом. В этом последнем разделе богато представлено творчество крупнейших итальянских и русских художников. Работы выдающихся мастеров – Джорджо де Кирико, Джино Северини, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джорджо Моранди, Карло Карра, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Владимира Татлина, Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина – наглядно демонстрируют широту творческих поисков художников обеих стран, которые, каждый на свой лад и одновременно в творческом контакте друг с другом, участвовали в создании нового художественного языка искусства XX века.

Выставка, посвященная путям развития русского и итальянского искусства, их диалогу и противостоянию, – не первая в истории нашего сотрудничества последних лет. Однако никогда ранее не предпринимались попытки столь углубленного анализа сложной проблемы взаимосвязи двух национальных культур на протяжении всего периода их исторического развития. Данная выставка, без сомнения, открывает новые грани этой неисчерпаемой темы.

Сверху вниз:
"Ангел Златые Власы". Около 1200 г.
С.Боттичелли. "Клевета". 1494-1495 гг.

(c) Газета Культура


Картина Казимира Малевича Квадрат, круги и стрела.

Туалетная шкатулка.

Живописный реализм футболиста. - Красочные массы в четвертом измерении.

Главная > О творчестве > Выставки > Россия - Италия (8 февраля 2005)
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.